Пчёл научили различать стили живописи

Картины Моне и Пикассо, использованные учёными в эксперименте

(иллюстрации Judith Reinhard et al./University of Queensland).

Внутри специального ящика имелся туннель, в конце которого пчёлы находили два отверстия, ведущие в отдельные камеры, в одной из которых их ждал сладкий сироп. Над отверстиями учёные поместили небольшие изображения полотен Моне и Пикассо

(иллюстрации Judith Reinhard et al./University of Queensland).

Доктор Джудит Райнхард проводит эксперимент с пчёлами

(фото University of Queensland).

Картины Моне и Пикассо, использованные учёными в эксперименте
Доктор Джудит Райнхард проводит эксперимент с пчёлами
Пчёлы продемонстрировали учёным удивительные способности к визуальному обучению. В ходе эксперимента они отличили картины Моне от полотен Пикассо.

Медоносные пчёлы оказались взыскательными художественными критиками. К такому выводу пришли австралийские учёные из Квинслендского университета (University of Queensland) и их бразильские коллеги из университета Сан-Карлоса (Federal University of São Carlos).

Исследование, опубликованное в издании Journal of Comparative Physiology A, показывает, что пчёлы поддаются визуальному обучению и могут различать изображения, выходя в этом умении за рамки распознавания простых цветов, форм и шаблонов.

Команда энтомологов поставила перед насекомыми экстремально сложную задачу для оценки уровня их когнитивности. В ходе эксперимента учёные решили выяснить, можно ли научить пчёл различать художественные стили, а именно импрессионизм Клода Моне и кубизм Пабло Пикассо.

Картины Моне и Пикассо, использованные учёными в эксперименте (иллюстрации Judith Reinhard et al./University of Queensland).

В ходе эксперимента пчёл по одной запускали в специальный ящик. Сначала насекомые попадали в туннель длиной 125 сантиметров, в конце которого были два отверстия, ведущие в отдельные камеры. В одной из них находилось вознаграждение в виде сахарного сиропа, другая была пуста. Ширма на входе в камеры не позволяла пчёлам заранее увидеть, в какой из них имеется вознаграждение.

Единственное визуальное различие, которым пчёлы могли пользоваться при выборе камеры, — небольшие репродукции картин Моне и Пикассо, помещённые над отверстиями. В ходе эксперимента учёные периодически меняли изображения, используя по несколько картин каждого художника.

"Нам удалось добиться, чтобы медоносные пчёлы научились одновременно различать пять отдельных творений Моне и Пикассо. При этом эти способности не зависят от яркости, цвета или пространственной частоты информации", — рассказывает один из авторов исследования Джудит Райнхард (Judith Reinhard).

После обучения пчёлы узнавали другие картины в том же стиле, что говорит о способности этих удивительных насекомых к обобщению. Исследователи полагают, что они могут различать творения Моне и Пикассо, каким-то пока невыясненным способом выделяя и запоминая характерную для каждого стиля визуальную информацию.

Внутри специального ящика имелся туннель, в конце которого пчёлы находили два отверстия, ведущие в отдельные камеры, в одной из которых ждала еда. Над отверстиями поместили небольшие изображения полотен Моне и Пикассо (фото Judith Reinhard et al./University of Queensland).

Райнхард считает, что у медоносных пчёл высокоразвитая способность обрабатывать сложную визуальную информацию, что позволяет этим насекомым различать особенности пейзажа, виды цветов и даже человеческие лица.

"Несмотря на небольшой размер мозга, всего около одного миллиона нейронов, пчёлы могут обрабатывать сложную визуальную информацию, сравнимую по многим показателям с возможностями позвоночных", — говорит доктор Райнхард. Для сравнения: мозг человека по разным источникам содержит в среднем около 25 миллиардов нейронов.

Доктор Джудит Райнхард проводит эксперимент с пчёлами (фото University of Queensland).

"Наше исследование показало, что способность различать художественные стили не является высшим когнитивным уровнем, доступным только для человека. Вероятно, многие живые существа, стоящие на ступенях развития от насекомых до человека, обладают скрытым потенциалом для освоения, анализа и классификации визуальных характеристик сложных изображений", — заключает доктор Райнхард в пресс-релизе на сайте университета Квинсленда.