Коричневый карлик у двойной звезды запутал астрономов

Кандидат в экзопланеты расположен близ двойной звёзды

(иллюстрация Delorme et al.).

В бесконечном пространстве космоса расположено бесчисленное количество звёзд и планет, скрывающих от нас тайны зарождения и существования Вселенной. Чем необычней объект, тем больше вопросов он вызывает. На этот раз астрономы попытались понять, чем экзопланета отличается от коричневого карлика.

Когда астрономы говорят о коричневых карликах, речь идёт не о сказочном герое или персонаже фильма в жанре фэнтези, а об особой разновидности космических объектов.

Типичный коричневый карлик меньше Солнца, но больше Юпитера, он относительно быстро остывает, превращаясь в планетоподобный объект. Подобный, но не более того. Грань между этими двумя космическими объектами всё-таки значительная.

Однако, рассматривая находку издалека, довольно сложно отличить коричневого карлика от планеты. По этой причине иногда возникает путаница. Учёные из Франции рапортуют об одном таком случае. Они утверждают, что на снимке, сделанном год назад Очень большим телескопом (VLT), представлено изображение скорее планеты, чем пресловутого коричневого карлика (считалось изначально).

Астрономы могли бы досконально разобраться, если бы удалось изучить происхождения "подозреваемого". Однако в данном случае, оно оказалось особенным.

Орбита небесного тела, имеющего кодовое название 2MASS0103(AB)b, расположена на расстоянии "всего" в 12,5 миллиардов километров от лежащей в центре двойной системы звёзд. А значит, объект, скорее всего, образовался из окружающего светила аккреционного диска. Учёные уточняют: близость к звёздам накладывает ограничения на предельные размеры, так как возникает угроза разрушения под действием сильной гравитации.

Если дальнейший анализ химического состава 2MASS0103(AB)b подтвердит, что обнаруженный объект точно не является коричневым карликом, это будет означать, что астрономы не только обнаружили новую экзопланету в системе с двумя солнцами, но и выявили особенный механизм образования планеты.