Виртуальная реальность искажает представление об окружающем мире

(иллюстрация Mel Slater).

Маленьким детям этот мир кажется огромным

(фото Johnathan Nightingale/Flickr).

Маленьким детям этот мир кажется огромным
Как бы видели этот мир, если бы оказались в теле карлика или, пуще того, маленького ребёнка? Испанские учёные помучили добровольцев, заставив их поверить, что именно такими они и стали. Результат удивил всех. Выводы также указали на опасность виртуальной реальности.

Испанские учёные провели ряд экспериментов с участием добровольцев, в ходе которых выяснили, как меняются наши представления о физических объектах и их размерах, если мы оказываемся в условиях виртуальной реальности.

Эксперименты с виртуальной реальностью весьма распространены в исследовательской деятельности. Человек надевает очки и специальный костюм, который повторяет его движения и транслирует их на экран. Окружающая среда может быть практически любой, также как и сам "аватар" — тело, в котором пребывает доброволец во время эксперимента.

Ранее проводились самые разные опыты, где людей помещали в нестандартные условия. При этом каждый раз выяснялось, что какой бы ненастоящей ни была визуализация, она сильно воздействует на людей и их восприятие окружающей действительности.

К примеру, однажды исследователи из Стэнфорда (Stanford University) предложили испытуемым пожить некоторое время в теле супергероя. По итогам эксперимента оказалось, что добровольцы и в жизни стали более услужливыми, чем ранее.

В рамках других исследований взрослым людям предлагалось провести несколько часов в теле девочки-подростка и пережить ссору с виртуальной мамой. Добровольцы потом рассказывали, что на самом деле почувствовали на своём лице пощёчину от строгой родительницы.

Маленьким детям этот мир кажется огромным (фото Johnathan Nightingale/Flickr).

Если, даже играя в компьютерные игры, где мы не полностью зрительно погружаемся в виртуальную реальность, человек полностью сопереживает герою и его проблемам, то что уж говорить о таких высоких технологиях. Учёным и ранее было известно, что пребывание в теле "аватара" влияет на наше восприятие окружающего мира. Но что именно происходит?

В этом решили разобраться исследователи из института Барселоны — специалист по информатике Мел Слейтер (Mel Slater) и его коллеги. Они провели серию последовательных экспериментов с участием взрослых добровольцев.

Для начала им было предложено "войти" в виртуальную реальность без компьютерного тела, то есть будто бы просто посмотреть через очки на очень сложную картинку. Испытуемые должны были оценить размеры шести разных кубиков, при этом учёные подсказывали в наушник, преувеличивают ли они, преуменьшают или же оценивают верно. Потом то же самое нужно было сделать без подсказок, но уже с тремя кубиками.

На втором этапе испытаний добровольцев одевали в специальный костюм, который заставлял аватар повторять движения человека. Всех добровольцев разделили на две группы. Представители первой группы должны были "влезть в шкуру" четырёхлетнего ребёнка (пол соответствовал полу испытуемого), а представители второй — в тело взрослого карлика. Всех их поместили в виртуальную гостиную, где также лежали кубики, размер которых было предложено оценить испытуемым. На этот раз снова без подсказок.

Кадры из визуализации: испытуемые немного пожили в теле ребёнка или взрослого карлика, что сказалось на их способности оценивать размеры окружающих предметов (иллюстрация Mel Slater).

Представители обеих групп говорили, что практически поверили в своё новое тело, и что оно выглядело в виртуальной среде почти как настоящее. При этом никому из них не удалось правильно оценить размеры кубиков. Но есть одно большое различие: те, кто был в теле ребёнка, в среднем преувеличили размер кубиков вдвое по сравнению с теми, кто был в теле взрослого карлика. Об этих неожиданных с точки зрения психологии результатах учёные сообщили в статье, которая вышла в журнале PNAS.

Слейтер решил, что раз воздействие виртуальной реальности столь сильно, необходимо понять, что же именно так влияет на человеческое восприятие объектов. Учёные сделали так, чтобы аватар более не слушался команд добровольцев. Результаты вновь удивили: ошибки по-прежнему делали все, только вот разницы между оценками "карликов" и оценками "детей" уже не было.

Исследование имеет практическое применение в разных областях психологии. К примеру, Слейтер предлагает использовать подобную методику в криминалистике: если преступника "поместить" в тело жертвы на месте преступления, возможно, этот опыт позволит ему взглянуть на ситуацию с другой стороны и в полной мере ощутить то, что чувствовала его жертва.

Также интересный вывод из этих экспериментов сделал Джереми Бейленсон (Jeremy Bailenson), когнитивный психолог из Стэнфордского университета, который не принимал участия в работе испанцев. "Я думаю, это лишь в очередной раз напоминает нам о потенциальной небезопасности пользования Google Glass. Если на вас надеты такие очки, и вы в виртуальном мире находитесь в теле четырёхлетнего ребёнка, то всё вокруг вам кажется больше. Вы даже не сможете себе гарантировать безопасность во время пересечения проезжей части по пешеходному переходу", — предупредил учёный.