Новый робот-бармен узнает, когда вы захотите выпить

Джеймс обслуживает клиента

Джеймс обслуживает клиента
(фото JAMES Project).

Новая модель робота-бармена JAMES не просто подаёт напитки, но и может поддержать непринуждённую беседу, а также определить по движениям клиента, действительно ли он собирается сделать заказ.

Познакомьтесь с Джеймсом. Он бармен с весёлым нравом, не медлит с исполнением ваших заказов и не допускает очередей. Кроме того, он однорукий робот с планшетом вместо головы. Роботов-барменов делали и ранее, но Джеймс отличается от "собратьев": он может прочитать язык тела человека и понять, действительно ли он собираетесь заказать напиток.

Имя робота (JAMES), расшифровывается как "Совместные действия мультимодальных реализуемых систем" (The Joint Action in Multimodal Embodied Systems). Данный проект, финансируемый Евросоюзом, стартовал в 2011 году. Руководил работой профессор Ян де Рёйтер (Jan de Ruiter) из исследовательской группы психолингвистики в университете Билефильда (Германия). Совместно с партнёрами Фонда исследований и технологий из Мюнхена, Эдинбурга и Крита он решал проблему использования бармена-робота. Инженеры работали над тем, чтобы люди доброжелательно его принимали.

За последние годы было спроектировано немалое количество роботов-барменов. Многие из них весьма интересны с точки зрения техники. Но, как правило, чтобы сделать у них заказ, клиенту приходилось пользоваться сенсорным экраном или смартфоном. Реальные посетители паба не любят усложнений и церемоний и желают побыстрее получить в руки свою пинту. Так что проблема любого робота-бармена проста: он далёк от реального мира.

Такие механизмы стремятся к тому, чтобы всё было опрятно, упорядоченно и предсказуемо. И желательно, чтобы на всех предметах и существах вокруг были напечатаны коды, которые можно легко считать. Но реальное питейное заведение – это тусклое освещение, громкая музыка и постоянные разговоры. Что уж говорить о каких-либо штрих-кодах или наклейках!

Как отмечает де Рёйтер, совсем не сложно спроектировать робота и научить его смешивать напитки. Другое дело, наделить робота умением понять, что человек хочет пить и готов сделать заказ. Посетители не станут возиться со сложными интерфейсами, они хотят видеть робота, который заменит живого бармена. Но только настоящий живой персонал бара может определить на глаз, кто собирается заказывать напиток, а кто нет. (Что самое примечательное – они делают это, подсознательно читая язык тела, о чём ни они сами, ни посетители не догадываются).
Для того чтобы адекватно работать с клиентами, робот должен научиться распознавать особенности поведения людей. Чтобы создать для машины адекватные команды, специалисты из университета Билефильда внимательно изучили процесс заказа напитков в реальной жизни и описали свои выводы в журнале Frontiers of Psychology.

Джеймс обслуживает клиента (фото JAMES Project).

Для начала, они задали людям вопрос "Что вы делаете, желая заказать напиток?", на который большинство ответило, что они заглядывают в бумажник, достают банкноту и машут рукой. Но, изучив записи с камер наблюдения в пабах Германии и Шотландии, учёные обнаружили, что в среднем лишь один человек из 25 машет бармену рукой. Вместо этого, 90% посетителей спокойно стоят рядом с барной стойкой и смотрят на бармена. Если же они не хотят заказывать напиток, то принимают другую позицию – например, слегка отворачиваются от бара или принимаются разговаривать со своими спутниками. Профессиональные бармены быстро учатся выделять из толпы тех, кто действительно пришёл сделать заказ.

Сейчас группа робототехников учит Джеймса анализировать позу клиента, его движения и действия в реальном времени. На следующем этапе работы инженеры перепрограммируют бармена, принимая во внимания эти новые данные. JAMES должен научиться не обижать клиентов ошибочной назойливостью по отношению к тем, кто не желает делать заказ, и не игнорировать тех, кто хочет выпить. Робот также будет запоминать, кто из клиентов первым сделал заказ, чтобы не допускать путаницы в очереди.

Усовершенствовать Джеймса техники будут до января 2014 года. Возможно, в скором времени он сможет обсудить с клиентами последний футбольный матч?

Также по теме:
Робот-бармен напоил участников конференции Google I/O
Робот Bartendro за 249 долларов заменит бармена
Робот-горилла сможет управлять космическим кораблем
Робота-амфибию научили бегать, ползать и плавать
Слизевик продемонстрировал свои эмоции с помощью робота