Пчёлы чуть не вымерли вместе с динозаврами

(фото USGS Bee Inventory and Monitoring Lab/flickr).

Хронограмма  популяции четырёх исследованных видов

Хронограмма популяции четырёх исследованных видов
(изображение PloS ONE).

Хронограмма  популяции четырёх исследованных видов
Зоологи пришли к выводу, что медоносные пчёлы чуть было не вымерли 66 миллионов лет назад из-за того же катаклизма, который уничтожил всех динозавров.

Зоологи утверждают, что 66 миллионов лет назад пчёлы были на грани вымирания. Примерно в это же время, в самом конце мезозойской эры, имела место гибель всех динозавров. Почти наверняка известно, что конец эры ужасных ящеров наступил в результате столкновения Земли и космического тела (астероида или кометы). Это событие прервало существование до 80% популяций всех видов.

Но гибель пчёл была избирательной: некоторые виды были затронуты в большей степени, чем другие. Группа учёных проанализировала окаменелости и последовательности ДНК. Оказалось, что одна группа пчёл существенно пострадала от этой катастрофы.

Исследователи выбрали для изучения пчёл подсемейства Xylocopinae, включающих в себя пчёл-плотников. Выбор пал именно на этих насекомых, так как эволюционную историю данной группы возможно проследить до мелового периода, когда динозавры ещё ходили по земле. В работе были исследованы останки, взятые со всех континентов мира, за исключением Антарктиды.

Массовая гибель динозавров чуть было не уничтожила всех пчёл, что отразилось и на разнообразии цветковых растений (фото USGS Bee Inventory and Monitoring Lab/flickr).

С помощью проведённых исследований учёные могут отслеживать периоды "застоя" и увеличения разнообразия вида. Например, они обнаружили, что было время, когда не происходило никакой генетической диверсификации. На протяжении миллионов лет пчелы переживали проблемы с видообразованием. А это – явный признак массового вымирания.

Предыдущие исследования привели к появлению гипотезы об обширном сокращении численности цветковых растений в течение мелового и палеогенового периодов. Это повлекло за собой мысль о том, что пчёл, которые тесно взаимосвязаны с этими растениями, постигла та же участь. Тем не менее, в отличие от динозавров, окаменелости пчёл почти не встречаются − и это осложняет подтверждения подобных теорий.

И всё-таки исследователи смогли использовать вымершие группы Xylocopinae как некую точку калибровки для понимания того, что же произошло с пчёлами. Также они изучили окаменелости цветков, обладающие теми чертами, которые позволяли им быть опыляемыми пчёлами подсемейства Xylocopinae.

Хронограмма  популяции четырёх исследованных видов (изображение PloS ONE).

Оказалось, что вымирание пчёл продолжалось целых 10 миллионов лет. Учёные не связывают напрямую вымирание динозавров и пчёл. Однако они указывают на то, что одновременное вымирание указывает на правдоподобность обеих теорий.

"Полученные данные помогли нам выяснить, что происходило в четырёх различных группах пчёл в одно и то же время, – говорит доктор биологии Сандра Риан (Sandra Rehan) из университета Нью-Гемпшира. – Результаты также подскажут, стоит ли сегодня беспокоиться о потере разнообразия пчёл. Понимание процессов прошлого − это ключ к осознанию причин кризиса в среде опылителей сегодня. Если бы люди узнали всю их историю, возможно, они стали бы больше заботиться об этих насекомых".

Считается, что новая волна вымирания пчёл началась приблизительно в 2006 году и охватила самые различные регионы нашей планеты. Так, например, в Европе, Латинской Америке и Азии ежегодно вымирает примерно по 20% пчелиных семей.

Научная статья зоологов была опубликована в журнале PLoS ONE.