Названа основная причина дислексии

У людей с дислексией нарушена связь между слуховыми областями коры головного мозга (жёлто-красные) и центром Брока, обеспечивающим моторную организацию речи (зелёный круг)

У людей с дислексией нарушена связь между слуховыми областями коры головного мозга (жёлто-красные) и центром Брока, обеспечивающим моторную организацию речи (зелёный круг)
(фото, иллюстрация Bart Boets).

Люди, страдающие дислексией могут видеть одно и то же слово в разных вариантах

Люди, страдающие дислексией могут видеть одно и то же слово в разных вариантах
(иллюстрация Wikimedia Commons).

У людей с дислексией нарушена связь между слуховыми областями коры головного мозга (жёлто-красные) и центром Брока, обеспечивающим моторную организацию речи (зелёный круг)
Люди, страдающие дислексией могут видеть одно и то же слово в разных вариантах
Бельгийские учёные утверждают, что им удалось установить основную причину дислексии. Трудности при обучении чтению происходят из-за слабых связей между отделами головного мозга.

Долгое время учёные пытались выявить причины дислексии — нарушения способности человека правильно воспринимать печатный текст и обучаться чтению. Утверждается, что подобные проблемы испытывают до 10% людей.

Одной из возможных причин называли формирование неправильного "фонематического представления" в результате сбоя в работе участков мозга, ответственных за различные звуковые фонемы. Проще говоря, нервная система не может различить похожие по звучанию, но разные по смыслу слова.

У людей с дислексией нарушена связь между слуховыми областями коры головного мозга (жёлто-красные) и центром Брока, обеспечивающим моторную организацию речи (зелёный круг) (фото, иллюстрация Bart Boets).

Последнее исследование учёных из Лёвенского католического университета (KU Leuven) опровергает эту теорию. Авторы работы, опубликованной в журнале Science, считают, что причина дислексии кроется в нарушении связи между слуховыми и речевыми областями мозга.

Барт Бутс (Bart Boets) и его коллеги использовали магнитно-резонансную томографию (МРТ) для сканирования мозга 23 взрослых людей с дислексией и 22 без этого расстройства. Исследователи регистрировали самые слабые нервные сигналы в то время, когда испытуемые слушали ничего не значащие наборы звуков. Оказалось, что в первичной и вторичной звуковой коре страдающих дислексией во время звучания похожих звуков, например "па" и "ба", возникали разные сигналы. Это означает, что "фонематическое представление" у них такое же, как у нормальных людей.

Люди, страдающие дислексией могут видеть одно и то же слово в разных вариантах (иллюстрация Wikimedia Commons).

Тогда учёные провели второй этап эксперимента. Они проверили взаимодействие тринадцати областей мозга, участвующих в обработке языка. В результате выяснилось, что у дислексиков связь между некоторыми областями нарушена. При этом чем слабее была связь, тем хуже люди справлялись с заданиями по чтению и чистописанию.

"Получается, в основе дислексии лежит не искажённое фонематическое представление, а недостаток доступа к месту хранения этой информации", — сообщает Бутс в пресс-релизе.

Специалисты считают, что новая работа поможет найти новые подходы к лечению дислексии, направленные на восстановление передачи нервных сигналов между зонами мозга.

 

Также по теме:
Неврологи выяснили, что движение рук влияет на понимание речи
Создан бесплатный шрифт для страдающих дислексией
Стартовали клинические испытания первого "отвечающего" стимулятора мозга
Мозг слепых людей способен воспринимать свет
DARPA планирует восстанавливать утерянные воспоминания