Российские метеорологи осваивают уникальную летающую лабораторию

У российских метеорологов появился самолет-лаборатория для изучения атмосферы Земли. Оборудование обновили впервые за четверть века, ученые уверяют, что зарубежных аналогов ему нет.

По авиационным меркам этот Як-42 совсем еще юный — 1500 часов налета, но сейчас у него начинается новая жизнь. Это в обычном самолете есть бизнес-класс, экономический, а этот больше похож на научную лабораторию. На борту — почти сотня приборов, а пассажирских мест всего 14 – для операторов, которые контролируют работу этого сложного оборудования.

Одновременно в воздухе можно производить до 1000 замеров: влажность, температуру, химический состав облаков, уровень радиации — полный климат-контроль. Оператор-испытатель Дмитрий Кирин поясняет: "Эти приборы позволяют нам делать мониторинг атмосферы, чтобы лучше понять физические процессы. В воздухе мы вливаемся в естественную атмосферу, находимся прямо внутри процессов, которые изучаем. Никакая наземная лаборатория к таким условиям не приблизится".

Каждый рычаг, каждую кнопку уже проверили в деле. Испытательный полет прошел штатно: эксперименты проводили на высоте до 9000 метров, а полученные данные обрабатывали прямо на борту — за пару минут. Главный конструктор летающей лаборатории Геннадий Беляев отмечает: "Если вы заметили, громадное количество датчиков размещено на поверхности самолета, так что конструкторам пришлось решать вопросы его прочности".

Новым "умным" самолетом уже заинтересовались в Роскосмосе. Проведенные на борту метеоизмерения хотят использовать для усовершенствования спутниковых систем. Результаты экспериментов, проведенных в авиалаборатории, пригодятся также в геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве. А еще прогнозы синоптиков станут точнее. Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской уточняет: "У нас есть заказы по линии Министерства обороны РФ, гражданских ведомств. Но на данный момент основная задача, которая будет выполняться этим самолетом, ставится Росгидрометом".

Семь с половиной тонн научного оборудования,  оно размещено даже в багажном отделении. Там установлен прибор для распыления жидкого азота. Руководитель Росгидромета Александр Фролов рассказал, что в некоторых случаях с его помощью можно в засушливых районах вызывать осадки.

В США, Германии, Франции уже давно следят за состоянием окружающей среды с воздуха, но российские специалисты говорят, что нигде на Западе таких мощных, многофункциональных воздушных лабораторий нет. На реализацию проекта ушел один миллиард рублей и два года работы.

Один из авторов проекта, доктор физико-математических наук Михаил Струнин сообщил: "За время создания самолета было два события, когда он был крайне нужен — извержение вулкана в Исландии и авария на АЭС "Фукусима". Тогда нам остро был нужен самолет, чтобы оценить, насколько опасно самолетам летать".

Пока самолет Як-42Д "Росгидромет" существует в единственном экземпляре. К регулярной работе авиалаборатория приступит только в следующем году. Первый исследовательский рейс — в Арктику — запланирован на март.