Китай и Америка планируют высадку роверов на Луну

Основатель и генеральный директор Moon Express Боб Ричардс раскрывает дизайнерскую концепцию MX-1

Основатель и генеральный директор Moon Express Боб Ричардс раскрывает дизайнерскую концепцию MX-1
(фото Moon Express).

Лунный посадочный модуль MX-1 приближается к Луне в представлении художника

Лунный посадочный модуль MX-1 приближается к Луне в представлении художника
(иллюстрация Moon Express).

Посадочный модуль фотографирует сам себя после прилунения

Посадочный модуль фотографирует сам себя после прилунения
(иллюстрация Moon Express).

MX-1 сможет отправлять микророверы для исследования пейзажа вокруг места посадки

MX-1 сможет отправлять микророверы для исследования пейзажа вокруг места посадки
(иллюстрация Moon Express).

Запуск модуля обратно на Землю

Запуск модуля обратно на Землю
(иллюстрация Moon Express).

Будущие многочисленные собратья лунного модуля

Будущие многочисленные собратья лунного модуля
(иллюстрация Moon Express).

Основатель и генеральный директор Moon Express Боб Ричардс раскрывает дизайнерскую концепцию MX-1
Лунный посадочный модуль MX-1 приближается к Луне в представлении художника
Посадочный модуль фотографирует сам себя после прилунения
MX-1 сможет отправлять микророверы для исследования пейзажа вокруг места посадки
Запуск модуля обратно на Землю
Будущие многочисленные собратья лунного модуля

Частная компания Moon Express претендует на победу в Google Lunar X Prize, а также рассчитывает на долгосрочную миссию по добыче полезных ископаемых на Луне. Недавно компания представила миру свой посадочный модуль MX-1 (Moon Express 1) – первый из серии многофункциональных космических аппаратов, готовых к работе как на околоземной орбите, так и в открытом космосе.

Размером всего с журнальный столик, MX-1 представляет собой космический корабль, способный отправиться к лунной поверхности с геостационарной орбиты. После ухода с геостационарной орбиты спутник будет добираться до Луны самостоятельно со скоростью 3,2 км/сек.

Посадочный модуль фотографирует сам себя после прилунения (иллюстрация Moon Express).

В состоянии готовности к запуску и с полным баком топлива, МХ-1 будет весить около 600 килограммов: его небольшой вес и компактные размеры позволят ему путешествовать в качестве дополнительной нагрузки (например, вместе со спутником связи). Это позволит существенно сократить затраты на запуск по сравнению с использованием специально выделенной ракеты-носителя.

Три четверти стартовой массы ровера будет составлять топливо главного ракетного двигателя, который обеспечит доставку аппарата с геостационарной орбиты до Луны, а также мягкую посадку на поверхность нашего спутника.

В качестве однокомпонентного топлива будет использоваться перекись водорода, но во время важных манёвров (например, перехода на орбиту) будет впрыскиваться керосин.

MX-1 сможет отправлять микророверы для исследования пейзажа вокруг места посадки (иллюстрация Moon Express).

Подобный выбор видов топлива несколько необычен. Перекись водорода (H2O2) является достаточно опасным веществом. Вступая в контакт с катализатором, оно преобразуется в смесь водяного пара и кислорода при температуре около 600 градусов Цельсия.

Вырываясь из сопла ракеты, продукты распада дают сравнительно небольшой удельный импульс около 150 секунд. Сочетание с керосином повышает показатель до 300 секунд. В настоящее время нет информации о том, какое количество керосина будет содержаться в топливных баках MX-1, но, очевидно, достаточное, чтобы протолкнуть аппарат на лунную орбиту. Спуск с орбиты и посадочные маневры будут осуществляться исключительно на H2O2, что, возможно, исключительно благодаря низкой гравитации Луны.

Перекись водорода была выбрана в качестве топлива для двигателей и ещё по одной причине. Напомним, что на Луне были открыты значительные запасы воды, особенно вблизи полюсов. Именно там хотят посадить MX-1 разработчики. А это означает, что аппарат в теории сможет произвести топливо для обратной отправки на Землю прямо на месте (напомним, что получение перекиси водорода возможно с помощью электролиза).

Запуск модуля обратно на Землю (иллюстрация Moon Express).

Отметим, что "Лунный экспресс 1" задумывался не просто как посадочный модуль для Селены. На его основе инженеры планируют создать многоцелевой аппарат, который сможет выступить и как малая верхняя ступень существующих ракет-носителей, и как космический буксир. Кроме того, MX-1 сможет вернуть на нашу планету образцы лунного грунта, а в дальнейшем отправиться на изучение дальнего космоса.

"МХ-1 – это айфон космического пространства: платформа способна поддерживать множество приложений. Аппарат сможет осуществить основной план по исследованию Луны и поиск ресурсов на пользу человечеству, – говорит Боб Ричардс (Bob Richards), основатель и генеральный директор Moon Express. – Первый демонстрационный полёт будет осуществлён в 2015 году. MX-1 отправит на Луну полезную нагрузку и, конечно же, будет претендовать на $30 миллионов (около миллиарда рублей) конкурса Google Lunar X Prize".

Будущие многочисленные собратья лунного модуля (иллюстрация Moon Express).

В то время как мировая космическая индустрия решает, кто будет бороться за Google Lunar X Prize, Китай успешно вывел свой зонд Чанъэ-3 на лунную орбиту в рамках подготовки к попытке приземления 14 декабря 2013 года. Конкурс, объявленный в 2007 году, был открыт для команд со всего мира, но группа из Китая выбыла из соревнования.

Не считая зондов, упавших на Луну (сделано это было сознательно, как ищущий воду LCROSS NASA, или же каким-то иным образом), последнее прилунение произошло в 1976 году. В общей сложности 24 космических аппарата Советского Союза опустились на поверхность спутника, взяли образцы почвы и улетели обратно на Землю. Теперь Китай намерен посадить свой ровер, известный как Yutu или "Нефритовый заяц", в Заливе Радуги.

Планируется, что Yutu, оснащённый радиоактивными системами обогрева, способными противостоять смертельному холоду лунной ночи, проведёт на Селене до трёх месяцев, разъезжая по поверхности, фотографируя и используя ряд своих научных инструментов.

К слову, фонд Google Lunar X Prize, поощряющий инициативу частных компаний в этой лунной гонке, объявил о штрафе в $5 миллионов (164 миллиона рублей) в том случае, если до Луны первой доберётся компания, финансируемая государством. Но для Китая решено было сделать исключение.

Также по теме:
Китай планирует сделать из Луны "Звезду смерти"
Первый китайский луноход вышел на орбиту Луны
Китайцы запустили в космос свой первый луноход
NASA планирует выращивать растения на Луне
Американский спутник изучит пыль на Луне
На Южном полюсе Луны установят обсерваторию