Археологи сняли обвинения с метеорита за массовое вымирание мамонтов и людей

Исследователи выяснили, что в вымирании динозавров виновен не столько метеорит, сколько место, куда он упал.

Иллюстрация Don Davis.

С лица Земли была стёрта целая культура аборигенов каменного века Кловис, которые были искусными мастерами и охотниками

(фото Wikimedia Commons).

Из-за таинственного ледникового периода, накрывшего Землю 12800 лет назад, вымерли мамонты

(иллюстрация Wikimedia Commons).

Одна из теорий предполагает, что 12 тысяч лет назад космическое столкновение с массивным небесным телом привело к холодам, вымиранию мамонтов и частичному исчезновению популяций человека. Но новый анализ геологических отложений показал, что метеорит может быть ни при чём.

Помимо исчезновения динозавров, в истории нашей планеты было ещё несколько массовых вымираний, которые стёрли с лица земли целые виды животных. Одним из таких событий было исчезновение мамонтов и частичное прореживание ранней популяции людей, которое произошло 12800 лет назад.

Археологи полагали, что это событие, проявившееся как 1300-летний период похолодания и оледенения (поздний дриас), было связано с мощным космическим столкновением. Теперь же независимая группа учёных провела повторный анализ геологических отложений и датирование горных пород, в результате чего пришла к выводу, что вымирание и падение метеорита не совпадают по временным рамкам.

Сторонники теории космического удара выдвинули на рассмотрение 29 точек от Северной Америки до Европы, которые содержат тонкий слой отложений, указывающих на падение метеорита. Задача авторов нового исследования по сути заключалась в том, чтобы проверить, действительно ли возраст этих отложений составляет 12800 лет.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, учёные сообщают, что ровесниками массового вымирания являются лишь 3 из 29 участков с отложениями. Все остальные геологические зоны не поддавались обычным методам радиометрического анализа, а значит, были намного старше или младше судьбоносного события (на сотни, а то и тысячи лет).

Ведущий автор исследования Дэвид Мельцер (David Meltzer), антрополог из Южного методистского университета в Далласе, штат Техас, утверждает, что 12800 лет действительно произошло что-то существенное. Температура в Северном полушарии упала, а предствители целой культуры каменного века Кловис разом вымерли на территории Северной Америки. Тогда же исчезли с лица земли и мамонты.

Приверженцы теории метеоритной атаки считают доказательством своей правоты слой наноалмазов, якобы образовавшихся из-за высокого давления и температур, вызванных космическим столкновением. Но Мельцер и его коллеги сообщают, что появление драгоценных камней можно объяснить и массой других причин.

До сих пор единственным убедительным доказательством вины метеорита в массовом вымирании 12800 лет назад оставались 29 точек с тонким слоем отложений. Однако команда Мельцера доказала, что эти отложения совершенно разного возраста, и к ошибочной теории привела неточность геологических исследований.

Иллюстрация Don Davis.

К примеру, ранее считалось, что возраст ледниковой структуры в Альберте, Канада, составляет 13 тысяч лет. Но эта датировка была взята всего лишь из-за схожести этой структуры с другой, удалённой от неё на 2600 километров и сформированной другим ледяным пластом. В других случаях также не совпадали местоположения датируемых объектов: возраст черепа древнего овцебыка составлял 12800 лет, однако он располагался в нескольких сотнях метров от черепа лошади, который содержал "отпечатки" удара метеорита.

Мельцер заключает, что теория космического столкновения действительно кажется разумной, но в данный момент нет никаких оснований полагать, что она верна. Альтернативы ей, впрочем, учёные также пока не придумали.Авторы предыдущих исследований от своих выводов пока отказываться не собираются.