Лунные ямы могут стать пристанищем для будущих колонизаторов

Лунные ямы сформированы по большей части относительно недавно, и могут стать пристанищем для колонизаторов

Ямы были обнаружены в лунных морях, на высокогорьях и внутри кратеров
Возможно, строительство лунных баз не потребуется. Результаты наблюдения за нашим естественным спутником показали, что глубокие ямы на его поверхности вполне могут сойти за дома и рабочие базы для космонавтов будущего.

О существовании лунных кратеров известно всем. Но помимо них на поверхности естественного спутника Земли есть и менее изученные структуры — более двухсот глубоких ям, некоторые из которых ведут к пещерам. Результаты наблюдения спутника Lunar Reconnaissance Orbiter показали, что эти ямы могут быть использованы в качестве жилых и рабочих помещений для будущих колонизаторов Луны.

Диаметр ям варьируется от 5 до 900 метров. Три структуры были открыты впервые с помощью снимков японского космического корабля "Кагуя". Ещё сотня была открыта при помощи нового компьютерного алгоритма, который автоматически сканирует тысячи изображений лунной поверхности в высоком разрешении, сделанные узкоугольной камерой LRO.

(фото NASA/GSFC/Arizona State University).

"Ямы могут быть очень полезными структурами и играть вспомогательную роль в деятельности человека на лунной поверхности. Если построить внутри них обитаемые база, то они станут безопасным и удобным местом для жизни колонизаторов. Здесь отсутствуют радиация, микрометеориты и резкие температурные перепады, возникающие со сменой суток", — говорит ведущий автор исследования Роберт Вагнер (Robert Wagner) из университета Аризоны.

Большинство ям были обнаружены внутри крупных метеоритных кратеров. Такие структуры образуются в результате плавления лунного материала вследствие столкновений метеоритов с поверхностью Селены. Лава сначала плавится, после чего затвердевает, оставляя тёмные участки, которые планетологи называют лунными морями.

Согласно расчётам Вагнера, который разработал компьютерный алгоритм сканирования изображений со спутника, ямы образуются вследствие обрушения крыши пещеры из-за падения метеорита где-то поблизости. Однако, отмечает исследователь, сказать по снимкам точно, что именно является причиной возникновения ям, невозможно.

"Есть и другая версия. На Земле лавовые трубки образуются, когда магма течёт под застывшей корой, а затем стекает вниз. Тот же самый процесс может иметь место и на Луне, особенно в большом ударном кратере, внутренняя часть которого может охлаждаться сотни тысяч лет", — рассказывает Вагнер.

Изучение лунных ям также приведёт к пониманию того, как образовались "моря" на Луне. Учёные рассматривали снимки спутника, на которых отчётливо видны стены ям, и обнаружили, что каждая стена состоит из десятков слоёв. По словам планетологов, это подтверждает, что лунные моря формируются из сотен тысяч маленьких струек лавы, а не из пары мощных потоков.

В ходе будущих пилотируемых или роботизированных миссий учёные планируют определить возраст каждого слоя и, возможно, найти частицы солнечного ветра, которые были пойманы в ловушку лунной поверхностью миллиарды лет назад.

На сегодняшний день Вагнер и его команда нашли более 200 ям, разбросанных по лавовым прудам 29 кратеров, которые считаются геологически молодыми. Большая часть из них были сформированы во время коперниковского периода, то есть максимум 1,1 миллиард лет назад. Восемь ям были обнаружены в лунных морях и ещё две — на горной местности.

(фото NASA/GSFC/Arizona State University).

"Периодизация лунный событий хорошо согласуется с распределением ям. Лавовые пруды внутри молодых кратеров являются самыми недавними источниками пустот, тогда как лунные моря старше кратеров на три миллиарда лет, а высокогорья ещё древнее. Возможно, в истории Луны был период интенсивного формирования ям, когда частоты падения метеоритов хватало для их образования, но было недостаточно для уничтожения", — поясняет Вагнер в пресс-релизе NASA.

Учёные полагают, что поверхность Луны должна быть гораздо богаче ямами, чем мы видим сегодня. Аппарат LRO запечатлел всего 40% поверхности спутника, а значит, ещё предстоит много работы по наблюдению и анализу снимков. Вероятно, что в лунных морях располагается ещё, по крайней мере, две или три ямы и ещё несколько десятков скрываются в кратерах. Часть из них должен будет отыскать LRO, а на оставшиеся структуры будет охотиться его преемник, оснащённый камерой с более высоким разрешением.

"Мы будет продолжать просматривать снимки LRO по мере их получения. Но мы ограничены в возможностях, поскольку четверть лунной поверхности слишком плохо освещается Солнцем, чтобы мы могли проанализировать её с помощью нашего алгоритма", — говорит Вагнер.

Следующим шагом будет объединение нескольких баз данных для получения информации о геологическом составе, температуре, гравитационных колебаниях и других особенностях лунной поверхности. Так учёные получат больше знаний о лунных ямах и смогут разобраться в процессах их формирования.