Исследование: обезьяны и трехлетние дети обучаются одинаково

Лидерские качества определяются структурой мозга

Лидерские качества определяются структурой мозга
(фото Wikimedia Commons/Flickr/Karyn Sig).

Ученые выяснили, что не только человекообразные обезьяны способны к обучению. Исследователи сравнили, как познают мир шимпанзе, капуцины и трехлетние дети. Они пришли к выводу, что и приматам, и детям тяжело понять, как работает объект, если им наглядно не продемонстрировано его действие.

В умственных способностях обезьян ученые уже давно не сомневаются – известно, что человекообразные приматы успешно обучаются, они даже способны учиться друг у друга. Так, исследователям удалось научить макак-резусов решать арифметические примеры. Однако выяснилось, что выдающимися интеллектуальными способностями обладают не только человекообразные приматы. Они справляются с головоломками наравне с маленькими детьми, отмечает Daily Mail.

Исследователи изучили поведение капуцинов, шимпанзе и обезьян бонобо (карликовых шимпанзе). "Мы собирались выяснить, каким образом животные познают окружающий мир. Понимают ли они, что объекты имеют абстрактные свойства вроде плотности и веса? Или они учатся, замечая взаимосвязь между тем, что они видят, что делают и что получают (таким же образом мы учимся останавливаться на красный сигнал светофора)?" – рассказала доктор Аманда Сид из Сент-Эндрюсского университета.

Ученые предложили обезьянам решить простую задачу. Им выдали коробку с угощением, но чтобы достать его, нужно было потянуть за один из шнурков. Из двух шнурков один был поврежден, второй – нет, и чтобы добыть еду, приматам нужно было потянуть за второй. Затем обезьянам дали точно такую же коробку, но она была закрыта, так что приматы не могли видеть, какой шнурок тянется к еде, а какой – разорван. Впрочем, коробка была накрыта крышкой, на которой были изображены все те же шнурки, разорванный и целый. Однако они были не связаны с едой.

Больших успехов обезьяны добились с открытой коробкой, когда они могли видеть, как работает весь механизм. Подобный опыт провели с трехлетними детьми. Выяснилось, что дети, как и мартышки, с трудом понимают, что делать с тем или иным объектом, пока не увидят его в действии.

"Мы поняли, что обезьяны (как человекообразные, так и остальные) могут решить ту или иную задачу, только когда им наглядно продемонстрировано, как функционирует объект", – отметила Аманда Сид. Она пояснила, что и обезьянам, и детям тяжело понять, как работает то или иное устройство, если им дали какую-то абстрактную схему, а не показали объект в действии.