Каждый таракан – уникальная личность

Таракан пытается укрыться от яркого света

(фото Isaac Planas-Sitjà).

Учёные полагают, что именно наличие индивидуальности во многом способствовало эволюционному успеху подотряда

(фото Wikimedia Commons).

Таракан пытается укрыться от яркого света
Бельгийские учёные выяснили, что каждый таракан обладает уникальными чертами личности. Вероятно, именно эта особенность способствовала успешной эволюции вида.

Команда исследователей из Свободного университета в Брюсселе выяснила, что каждый таракан обладает уникальными личностными качествами. Вероятно, именно эти различия способствовали успешной эволюции вида.

В своей научной работе, опубликованной в издании Proceedings of the Royal Society B, учёные описывают серию экспериментов, которые они проводили в ходе научной работы, и объясняют, почему тараканы настолько хороши, когда дело касается выживания в различных типах сред.

Предыдущие исследования показали, что люди — не единственные в мире носители уникальных личностных качеств. Другие животные, например, собаки и кошки, приматы и прочие млекопитающие, а также акулы и даже членистоногие также иногда проявляют индивидуальности. Бельгийские учёные решили выяснить, можно ли утверждать то же самое относительно тараканов.

Чтобы выяснить это, исследователи собрали 19 групп американских тараканов (Periplaneta americana), в каждой из которых было 16 самцов. На каждом животном были закреплены крошечные передатчики, позволяющие контролировать движения насекомых.

Каждая группа три раза в неделю выпускалась в пластиковые ёмкости, из которых тараканы не могли сбежать и которые первоначально были погружены в темноту.

Над каждой ёмкостью биологи подвесили круги из плотного материала, отбрасывающие тень на её дно при включенном свете. В результате исследователи смогли отследить, стремились ли насекомые укрыться в тени при ярком освещении (как известно, обычно эти насекомые при включении света стремятся укрыться в темноте).

При анализе движения тараканов исследователи обнаружили явные различия в поведении особей. Некоторые начинали быстро сновать в поисках укрытия, в то время как другие медлили или вовсе игнорировали свет.

Затем одни тараканы всё-таки выползали из своих укрытий, а другие долго выжидали прежде, чем понять, что само по себе включение света не таит никакой опасности.

Что любопытно, поведение группы зависело от количества "смелых" особей: если большинство тараканов стремились спрятаться от света, то и "смельчаки" в конечном счёте сбегали в тень. Также насекомые по-разному вели себя, находясь в группе или же по отдельности.

"Мы разделили тараканов на "смелых исследователей" и "застенчивых и осторожных", – рассказывает глава проведённой работы Исаак Планас-Ситья (Isaac Planas-Sitjà). – Осторожные предпочитают проводить время на уже знакомых и защищённых территориях, в то время как смельчаки стремятся изучить окрестности".

Команда предполагает, что такого рода личностные различия насекомых позволяют тараканам с лёгкостью адаптироваться к новой обстановке в естественной среде.

"Храбрецы" бросаются разведывать новые территории и ищут дополнительные источники пропитания. Если же их стратегия оказывается губительной, в итоге выживают нерешительные особи.