Пятна на крыльях бабочек имитируют глаза хищных птиц

На крыльях некоторых бабочек присутствует узор, напоминающий совиные глаза

(фото Wikimedia Commons).

(фото Wikimedia Commons).

На крыльях некоторых бабочек присутствует узор, напоминающий совиные глаза
Синицы боятся сов и потому неравнодушны к необычным узорам на крыльях бабочек
Небольшая группа исследователей из Финляндии решила точно установить, зачем некоторым бабочкам на крыльях яркие хорошо заметные пятна. Как выяснилось, "декоративные элементы" защищают насекомых от нападений со стороны, так как похожи на зрачки хищных птиц.

Энтомологи из университета Ювяскюля в Финляндии решили выяснить, почему же всё-таки у некоторых видов бабочек на крыльях отчётливо видны яркие пятна, напоминающие зрачки животных? Этот вопрос, которым не раз задавались учёные

В своей работе, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B, команда описывает свой эксперимент, в ходе которого учёные проверили реакцию птицы, охотящейся на бабочек, на узоры на её крыльях.

Давно известно, что такие хрупкие и уязвимые создания как бабочки за годы своего эволюционного развития выработали массу уловок, которые позволяют им оставаться незаметными для хищников или вовсе казаться опасными. Можно предположить, что узор на тонких крылышках также служит определённой защитной цели, в том числе и "зрачки".

Ранее исследователи уже задумывались над тем, зачем бабочкам понадобились "глаза" на крыльях. Команда из Великобритании недавно опубликовала статью в журнале Current Zoology, где рассказала, что эти пятна на крыльях насекомых представляют собой сетку из цветов и узоров, которые неприятны для глаз хищников и вызывают у них подсознательный дискомфорт.

Финские энтомологи в корне не согласны с этой идеей, хотя они и сходятся с британскими коллегами во мнении, что "глаза" бабочек защищают их от атак более крупных животных. В рамках эксперимента учёные поместили в клетку большую синицу и проверили её реакцию на различные узоры крыльев бабочек.

Синицы боятся сов и потому неравнодушны к необычным узорам на крыльях бабочек

В полу клетки птицы был вмонтирован экран, на который по очереди выводились изображения. Рядом с экраном лежало лакомство — личинки мучных червей. Синица должна была подлететь и взять пищу, но когда на экране демонстрировались "потенциально опасные" снимки, пернатое не рисковало и даже пыталось улететь подальше от экрана и червей.

Синица явно чувствовала себя неспокойно, когда ей показывали узоры со "зрачками". Дело в том, поясняют учёные, что такие пятна очень похожи на глаза сов — хищных птиц, которые сами питаются синицами и потому представляют для них угрозу.

Более того, когда на экран выводились снимки настоящих совиных глаз, реакция у синицы была точно такой же, как и на имитирующие их пятна на крыльях бабочек. Во всех остальных случаях птица спокойно подлетала к экрану и лакомилась червями.

По мнению финских энтомологов, этот эксперимент говорит в пользу того, что "глаза" на крыльях бабочек призваны именно запугать хищников, а вовсе не отвратить их, как полагалось ранее.