Найден Homo naledi - предок человека с крошечным мозгом

фото: Russian Look

Международная коллаборация антропологов под руководством Ли Берджера из университета Витуотерсранд в ЮАР на основании большого количества останков, найденных в пещере неподалеку от Йоханнесбурга, описала новый вид человека. Раскопки проводились в пещере Восходящая Звезда, в 50 км от столицы ЮАР.

Международная коллаборация антропологов под руководством Ли Берджера из университета Витуотерсранд в ЮАР на основании большого количества останков, найденных в пещере неподалеку от Йоханнесбурга, описала новый вид человека. Раскопки проводились в пещере Восходящая Звезда, находящейся в 50 километрах от столицы ЮАР.

Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Science, новый вид получил наименование Homo naledi — от слова "звезда" на местном языке сото.

Всего было найдено 1550 фрагментов скелета, принадлежащих 15 индивидуумам (это исключительно большое количество материала на одну работу по сравнению с обычной практикой в антропологии). Раскопки продолжались с 2013 по 2014 год. В течение последнего года команда анализировала анатомические особенности погребенных.

Homo naledi внешне похож на представителей рода Homo sapiens и отличается лишь недостаточным развитием мозга. "Это невероятно удивительно видеть примитивного представителя человеческого рода, который обладает таким маленьким мозгом", — отметил профессор Витватерсрандского университета в Йоханнесбурге Ли Бергер.

В свою очередь сайт журнала Nature отмечает, что в пещере Восходящая Звезда ученые нашли огромную яму, на дне которой покоилось просто гигантское количество останков древних людей, к которым группа Бергера не могла подобраться из-за почти отвесных склонов ямы и крайне небольшой ширины лаза – всего 20 сантиметров. По этой причине южноафриканский ученый обратился за помощью к широкой публике в глобальной сети, и через неделю у него появилось сразу несколько добровольных помощников-спелеологов и коллег-палеонтологов, которые помогли ученым извлечь кости из пещеры.

По мнению авторов статей, Homo naledi являются близкими родственниками человека умелого и человека рудольфийского, и они претендуют на роль прямого предка нашего рода. В пользу этого говорит то, что ноги "людей-звезд" были приспособлены к прямохождению, а кисти рук обладали почти человеческим строением. С другой стороны, уточняет РИА Новости, небольшой объем черепной коробки – около 460 кубических сантиметров – и устройство тазовых костей роднит Homo naledi с австралопитеками, а не людьми.

Бергер допускает, что Homo naledi может быть древнейшим представителем нашего рода, потомком самых "продвинутых" австралопитеков, на что указывает его необычная анатомия. Пока такие утверждения делать нельзя, так как для этого южноафриканским палеонтологам нужно доказать, что возраст данной окаменелости превышает два миллиона лет.

Как надеется южноафриканский исследователь, его пример подтолкнет других известных специалистов в области палеоантропологии к "открытой науке".