Антропологи нашли следы самой первой войны

Учёные обнаружили останки 27 человек в 30 километрах от озера Туркана

Среди погибших были не менее восемь женщин и детей

Антропологи, вероятно, нашли следы самой первой войны в истории человечества

(иллюстрация Cambridge University).

Можно предположить, что все эти люди были члены одной общины, и они были атакованы другой группой людей

(иллюстрация Cambridge University).

У десяти скелетов были обнаружены такие поражения, которые сразу привели к смерти

Учёные обнаружили останки 27 человек в 30 километрах от озера Туркана
Среди погибших были не менее восемь женщин и детей
Антропологи, вероятно, нашли следы самой первой войны в истории человечества
Учёные обнаружили скелеты людей, которые были зверски убиты около 10 тысяч лет назад. Останки принадлежали общине доисторических охотников-собирателей. Вероятно, это самое ранее свидетельство человеческих межгрупповых конфликтов – древнего предшественника войны.

Исследователи из Кембриджского университета (Cambridge University) обнаружили останки 27 человек в 30 километрах от озера Туркана (Кения), в месте под названием Натарук (Nataruk). Кости принадлежали доисторическим охотникам-собирателям, которые были зверски убиты около 10 тысяч лет назад.

Среди погибших были, по крайней мере, восемь женщин и детей. Двенадцать скелетов были практически целы, у десяти других обнаружены явные следы насильственной смерти: травмы черепа, поломанные руки, колени и рёбра, на шейных позвонках следы от стрел. Несколько скелетов лежали лицом вниз, и у большинства были проломлены черепа.

Учёные предполагают, что у четырёх людей, чьи останки были найдены, перед смертью были связаны руки. Одной из них была женщина на последнем месяце беременности. Трупы не были похоронены.

"Это был преднамеренный конфликт между двумя группами, в который было вовлечено большое количество людей. Я считаю, что он относится к категории мелких войн", — говорит руководитель исследования Марта Мирасон Лар (Marta Mirazon Lahr).

По мнению учёных, можно предположить, что все эти люди были членами одной общины, и они были атакованы другой группой людей.

Конечно, археологи и раньше находили места массовых убийств. Но именно обнаруженное в Кении является самым ранним научно-историческим свидетельством человеческих конфликтов ― древний предшественник того, что мы сегодня называем войной.

Учёные спорят, что послужило причиной войны. Возможно, такое организованное насилие является особенностью эволюции нашего вида. Может быть, война происходит из идеи собственности, которая появилась у людей с появлением постоянной земли и хозяйства.

Скелеты были обнаружены в 2012 году. После тщательных раскопок учёные использовали радиоуглеродный метод, чтобы определить возраст биологических останков. Исследователи считают, что массовое убийство произошло от 9500 до 10500 лет назад, примерно в начале голоцена – периода, последовавшего за последней ледниковой эпохой.

Битва в Натарук является самой ранней записью межгруппового насилия среди доисторических охотников-собирателей. Но эти племена были в основном кочевыми.

"Останки людей в Натарук являются свидетельством древней войны. Эти скелеты людей, которые были умышленно убиты другой общиной и не погребены, показывают, что война была частью жизни межгрупповых отношений среди доисторических охотников-собирателей", — говорит Лар.

Многие антропологи считают, что доисторические охотники-собиратели были кочевыми племенами. Поэтому исследователи делают следующее предположение: либо погибшие в Натарук уже вели более оседлый образ жизни, чем предполагалось, либо организованная война возникла гораздо раньше.

В то время местность вокруг Натарука была другой: здесь были большие озёра. Вероятно, такая земля была идеальным местом для поселения доисторического племени, с лёгким доступом к питьевой воде и рыбной ловле.

Исследователи нашли здесь глиняную посуду, в которой, вероятно, хранились продукты питания. "Возможно, что убийство общины было вызвано попыткой захватить хорошую территорию, а также женщин и детей. Аналогичные нападения были частью жизни у более поздних племён", — предполагает Лар.

Но есть и другой вариант. Такая битва может быть свидетельством обычной борьбы между социальными группами. Противостояние между охотниками-собирателями часто приводило к убийству мужчин, а женщин и детей забирали в общину-победителей. Но, кажется, в случае битвы в месте Натарук немногие спаслись.

Из 27 убитых только шестеро были детьми. Части скелетов детей были найдены рядом с останками четырёх взрослых женщин. Рядом с мужчинами останков детей обнаружено не было.

У десяти скелетов обнаружены такие поражения, которые сразу оказались смертельными: от стрел, от ударов тупым предметом по голове. Другие травмы включали переломы коленей, рук и рёбер.

Исследователи обнаружили также три предмета, которые, вероятно, являлись стрелами и копьём. Два из них сделаны из обсидиана: магматической горной породы, состоящей из вулканического стекла. Он легко поддаётся обработке. "Обсидиан редко находили в других неолитических стоянках в Натаруке. Можно предположить, что две группы, столкнувшиеся в Натаруке, были из разных мест. Обсидиановый маленький нож был найден в черепе одного из скелетов", — отметила Лар.

Подробности своего исследования учёные описали в статье журнала Nature.