Вызванный извержением вулкана холод мог стать причиной войн, голода и падения империи

Климатические изменения длиной в 125 лет, последовавшие за извержением вулкана, стали причиной различных катаклизмов

(фотоNewYorkHistoricalSociety).

Европейские исследователи пришли к выводу, что в 536 году нашей эры сильнейшее извержение вулкана стало причиной начала миниатюрного ледникового периода.На то же время по странному совпадению пришлась эпидемия чумы, упадок Восточной Римской империи и многочисленные конфликты.

Европейские исследователи пришли к выводу, что в 536 году нашей эры сильнейшее извержение вулкана Кракатау стало причиной начала миниатюрного ледникового периода. В то же время мир постигла эпидемия чумы, произошёл упадок Восточной Римской империи и радикальные перевороты в Евразии.

Учёные впервые получили свидетельства того, что климатические сложности продолжались гораздо дольше, чем десятилетие. По новым данным, похолодание продлилось примерно до 660 года, повлияв на Европу и Центральную Азию, а возможно, и на остальной мир тоже.

Предыдущая работа опиралась на исследование ледяных кернов. Тогда учёные показали, что было три мощных вулканических извержения в 536, 540 и 547 годах.

Теперь же Ульф Бюнтген (Ulf Büntgen) из Швейцарского федерального исследовательского института и его коллеги использовали данные, полученные при изучении колец деревьев Европы и Центральной Азии.Учёные показали, что извержение Кракатау запустило холодное 125-летие, ставшее, по всей видимости, следствием присутствия большого количества вулканических частиц в атмосфере. Исследователи изучили годичные кольца более 150 живых деревьев в Алтайских и Саянских горах, а также более 500 старых деревьев, уже лежащих на земле. Анализ показал: в среднем температуры упали более чем на четыре градуса по Цельсию.

Затянувшееся похолодание совпало с периодом социальных потрясений в Евразии: Восточную Европу захлестнула чума, в Китае сменились династии, славяне начали распространяться по всей Европе, и Восточная Римская империя была переформирована в Византию.Период в целом охарактеризовался драматическими социальными, культурными и политическими изменениями. Вполне вероятно, что многие аспекты были усилены похолоданием: "Вести.Наука" уже писали, что погодные изменения могут провоцировать конфликты и усиливать напряжённость в социуме.

Возможно также, что похолодание подтолкнуло развал Римской империи, так как в Средиземноморье мини-ледниковый период вызвал продовольственный кризис. Спад урожая мог привести к голоду и сделать людей более уязвимыми к болезням и эпидемиям.

"Такие климатические сбои также могли повлиять на миграции грызунов ― носителей чумы, – подтверждает историк Дуг Ли (Doug Lee) из Университета Ноттингема в Великобритании. – В то время пострадали не только римляне: Восточно-тюркский каганат, располагавшийся на территориях Монголии, а также империя Северная Вэй и династия Суй в Китае были существенно ослаблены".

"Наши исследования показали: похолодание было самым существенным за последние две тысячи лет, – заключает Бюнтген. – Однако в любой сложной климатической ситуации найдутся народы, регионы и сообщества, способные к адаптации.

Мы считаем, что "победителем" в те времена стал Аравийский полуостров: большое количество осадков способствовало появлению обильной растительности в этой области, что могло быть на руку кочевникам. Возможно, именно благодаря этому арабские народы двинулись на Европу и начали отвоёвывать земли у римлян".

Также учёные полагают, что климатические потрясения того времени позволили лангобардам вторгнуться в Италию, а ранним славянским народам распространиться на большей части континентальной Европы.

Научная статья была опубликована журналом Nature Geosciences.