Самки рыбы-цихлиды могут отращивать себе яички

Цихлида, которая может дать потомство в ходе полового размножения, даже не имея пары

(фото Ola Svensson et al., Royal Society Open Science).

Обычная аквариумная рыбка шокировала учёных, неожиданно для всех отрастив себе мужской половой орган, оплодотворив свои же собственные яйцеклетки и четыре раза произведя на свет здоровое потомство.

Обычная аквариумная рыбка цихлида, проживающая в аквариуме Университета Халла в Великобритании, шокировала учёных, неожиданно для всех отрастив себе мужской половой орган, оплодотворив свои же собственные яйцеклетки и четыре раза произведя на свет здоровое потомство.

Тропическая пресноводная рыбка в течение последующего года метала икру ещё 42 раза. Это стало первым задокументированным случаем "самоопыления" среди размножающихся половым путём позвоночных животных.

Автогамия – это, по сути, половой акт живого существа с самим собой ради дальнейшего размножения. Ранее оно было обнаружено у мангровых ривулусов (Kryptolebias marmoratus), однако для этих рыб такой вид размножения является основным.

"Для ривулусов такой способ размножения является адаптацией, – говорит ведущий автор новой работы Ула Свенссон (Ola Svensson). – Похоже, что им непросто найти себе пару, так что самооплодотворение всё же лучше, чем полное отсутствие потомства".

Отметим, что самооплодотворение в природе – не самый лучший выход, так как потомство не получает от второго партнёра новые гены, которые могли бы пригодиться ему для адаптации к новым условиям среды и выживания.

Свенссон, исследователь с факультета биологических и экологических наук Гётеборгского университета, вместе с коллегами ранее скрещивал два различных вида цихлидовых, в результате чего родились нормальные, хоть и гибридные, особи. Такая гибридизация в природе действительно случается.

Однако после смерти одной из лабораторных рыб учёные обнаружили, что у особи были как женские яичники, так и мужские яички, так что её можно назвать интерсексуальным организмом. Оплодотворение происходило во рту у рыбы — некоторые сперматозоиды выделяются вместе с яйцеклетками, так что процесс пошёл после их высвобождения.

Ранее учёные уже несколько раз фиксировали случаи "непорочного зачатия" у многих видов, от акул до скорпионов. Однако, такой тип воспроизводства называется партеногенезом — непосредственно оплодотворения при нём не происходит. А вот цихлида оказалась своему потомству и отцом, и матерью одновременно, осуществив половое размножение в рамках одной особи.

Некоторые рыбки из потомства оказались мужского пола, другие – женского. Все они были способны к нормальному воспроизводству, но никто не продемонстрировал самооплодотворения.

При этом потомство страдало от так называемой "инбредной депрессии" — они обладали минимальным генетическим разнообразием.

По мнению Свенссона, главный вопрос заключается в том, почему эволюция сохранила эту форму воспроизводства, если она настолько неудачная. Возможно, что некоторые способы репродукции всё-таки для отдельных видов лучше, чем совсем ничего. Особенно, если вид немногочисленный или колонизирует новую местность. К тому же самооплодотворение не всегда является эволюционным тупиком, ведь потомство может размножаться.

Со временем исследователи надеются проверить, могут ли в мире существовать другие позвоночные, способные к такому виду оплодотворения.

Подробности о необычном половом поведении цихлиды были опубликованы в журнале Royal Society Open Science.