"Двуликая" экзопланета состоит одновременно из твёрдой и жидкой породы

Одно полушарие экзопланеты получает всё тепло от родительской звезды, другое находится в вечной темноте

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Полный оборот вокруг своей звезды экзопланета совершает за 18 часов

(иллюстрация NASA /JPL-Caltech/B. Demory (Cavendish Laboratory)).

Полный оборот вокруг своей звезды экзопланета совершает за 18 часов
"Противоречивая" экзопланета 55 Рака е в буквальном смысле имеет два совершенно разных полушария. Одно находится в вечной темноте, а другое постоянно получает всё тепло родительской звезды. Учёные составили температурную карту планеты и обнаружили невероятные перепады.

Астрономы обнаружили, что ближайшая к нам суперземля "двулика": одно её полушарие почти полностью состоит из расплавленной породы, а другое – почти целиком из твёрдой. Напомним, что ранее учёные исследовали атмосферу этой экзопланеты.

В работе использовались инфракрасные данные телескопа НАСА "Спитцер". Он позволили получить точную температурную карту экзопланеты 55 Рака е (55 Cancri e). Она находится примерно в 40 световых годах от Земли в созвездии Рака и имеет массу, соответствующую примерно восьми земным.

Так как орбита 55 Рака e расположена близко к её родительской звезде, то она завершает оборот вокруг светила каждые 18 часов. По мнению астрономов, из-за того что экзопланета так близка к звезде, из-за её приливных сил вращение 55 Рака e вокруг собственной оси остановилось. И получилось, что одно полушарие экзопланеты постоянно смотрит на звезду, в то время как противоположное полушарие оказалось погружено в вечную темноту. В итоге перепад температур между сторонами составляет 1300 градусов.

Это оказывает значительное влияние на поверхность экзопланеты: температура стороны, повёрнутой к светилу, доходит до 2400 градусов Цельсия, а тёмная сторона в самых "тёплых" своих регионах разогрета примерно до 1100 градусов Цельсия. И, несмотря на то, что на "обиженной", тёмной стороне не так уж и холодно, тем не менее разница температур поражает воображение.

"Мы ещё не нашли какие-либо другие планеты, чья орбита была бы также близка к их родительской звезде, и относительно близки к нам. Так что 55 Рака e предлагает много возможностей", — говорит ведущий автор исследования Брис Оливье Демори (Brice-Olivier Demory) из Лаборатории Кавендиша в Кембридже.

По его словам, учёные пока не знают, из чего эта планета состоит. "Это всё ещё остаётся загадкой. Полученные результаты, вероятно, добавят ещё один кирпичик в стену, но всё же природа этой планеты не полностью понятна", — отмечает исследователь.

55 Рака e была тщательно изучена, поскольку была обнаружена в 2011 году. Основываясь на данных, полученных в разное время, считалось, что это был водный мир, затем предполагалось, что он состоит из алмаза. Но теперь исследователи считают, что он почти полностью покрыт лавой.

Так, на основе последних данных учёные делают вывод, что "дневная" сторона планеты является практически полностью жидкой, а другая, "ночная", — практически полностью твёрдой. И тепло от первой стороны не эффективно распространяется ко второй.

Полный оборот вокруг своей звезды экзопланета совершает за 18 часов

На Земле экстремальным перепадам температур от дня к ночи мешает наше 24-часовое вращение и эффективная циркуляция воздуха в атмосфере – тёплый воздух быстро распределяется по всему миру.

Но у 55 Рака e нет такой роскоши: она не вращается, так что одно полушарие постоянно "варится", и это, в частности, привело к тому, что у неё практически нет глобальной атмосферы для транспортировки тепла от перегретой стороны к "холодной". Лава, застывающая на тёмной стороне, также не может эффективно транспортировать тепло.

По мнению исследователей, условия на горячей стороне планеты насколько экстремальные, что это могло привести к тому, что атмосфера испарилась в космос. Демори предполагает также, что она могла быть частично уничтожена из-за сильного облучения родительской звезды.

Учёные намерены продолжить исследование 55 Рака e, чтобы узнать, какие ещё секреты она может скрывать. Они надеются, что запуск телескопа JWST в 2018 году позволит астрономам более тщательно рассмотреть планеты за пределами Солнечной системы.

Исследование было опубликовано в научном журнале Nature.

Добавим, что "Вести.Наука" ранее рассказывали о другой, вероятно, очень холодной экзопланете, которая была изгнана из своей системы.