Навоз показал траекторию пути Ганнибала через Альпы

Ганнибал пересекает Альпы

Альпы (картина Николы Пуссена).

Исследователи обнаружили нарушение осадочного слоя на франко-итальянской границе

(фото Queen's University Belfast).

Ганнибал пересекает Альпы
Учёные приблизились к разгадке маршрута, по которому шёл карфагенский полководец Ганнибал прежде, чем напасть на древний Рим.

Ганнибал, карфагенский полководец, считается одним из величайших военных деятелей древности. Он был главнокомандующим во времена Второй Пунической войны (218-201 до нашей эры). Карфаген располагался на территории современного Туниса и был в те времена главным военным соперником Римской империи.

Ганнибал провёл около 30 тысяч солдат, 15 тысяч лошадей и 37 слонов через Альпы, чтобы напасть на Рим – этот дерзкий и неожиданный манёвр позволил ему одержать серию побед над Римом, однако в конечном счёте карфагеняне потерпели поражение в битве при Заме в 202 году до нашей эры.

Долгое время учёные спорили о маршруте, с помощью которого Ганнибалу удалось перейти Альпы, так как археологические следы похода было очень сложно обнаружить. Однако на сей раз международная команда, возглавленная специалистами из Ирландии, утверждает, что нашла слой почвы неподалёку от франко-итальянской границы, который сохранился со времён вторжения Ганнибала. Этот осадочный слой богат микробами, часто встречающимися в конском навозе. По мнению учёных, полководец вёл свои войска через горный перевал Коль де ла Траверсет на высоте трёх тысяч метров.

"Осадочный слой, который нам удалось обнаружить, явно был произведён постоянным движением тысяч людей и животных, – комментирует доктор Крис Аллен (Chris Allen) из Королевского университета в Белфасте. – Более 70% микробов в конском навозе относятся к группе клостридий, которые в почве необычайно стабильны и сохраняются тысячи лет. Так что мы считаем это достаточно существенным доказательством, ведь генетическая микробная подпись датируется временами Пунического вторжения".

Выводы всё ещё находятся на стадии гипотезы, однако исследователи надеются найти и другие доказательства в округе (например, яйца солитеров, которые могут быть обнаружены в навозе лошадей и слонов).

Занятно, что мысль о том, что Ганнибал вёл свои войска именно через Коль де ла Траверсет была предложена более полувека назад британским биологом сэром Гэвином де Биром (Gavin de Beer), однако не была принята научным сообществом.

Научная статья о тропе Ганнибала была опубликована в журнале Archaeometry.