Обнаружен ген, виновный в вечных войнах за температуру в офисе

Учёные обнаружили ген, который помогает организму понять, какова температура окружающего воздуха.

Фотография Global Look Press.

Исследователи обнаружили ген, который "рассказывает" организму о перепадах температуры. Вероятно, новые данные помогут объяснить, почему одним людям всегда холодно, а другим всегда жарко при прочих равных условиях.

Довольно часто в офисах и квартирах происходят бытовые "сражения" за регулирование температуры при помощи, скажем, кондиционера или термостата. Способность человека обнаруживать и избегать места, которые являются для него слишком жаркими, необходима для правильного регулирования температуры тела. Но до сих пор было мало что известно о молекулярных механизмах, отвечающих за ощущение тепла или холода, которое организм испытывает благодаря нейронам кожи.

Но недавно исследователи вычислили ген, играющий ключевую роль в способности млекопитающих определять, когда им слишком жарко, а когда слишком холодно.

Обнаруженный ген TRPM2 передаёт "тепловой сигнал", который заставляет мышей (а также других млекопитающих) искать более прохладные места. Если же у животных отсутствует этот ген, они не в состоянии различать температуру окружающей среды.

Такие результаты, по мнению специалистов, помогут объяснить, почему некоторые люди считают обстановку слишком жаркой, другим же излишне прохладной в одних и тех же местах или помещениях.

Что касается природы ощущения жара или холода, то ранее учёные выявили белки TRP ("Транзиторный рецепторный потенциал"), которые активируются при опасных уровнях температуры. Изменение, в свою очередь, вызывает "включение" нейронов и отсылке сигналов мозгу об опасной температуре, когда человек, например, прикасается пальцами к горячему чайнику или языком к железной ручке на морозе.

Тем не менее предыдущие исследования не смогли выявить ионные каналы, которые активируются при умеренных температурных изменениях. Иными словами, позволяют организму улавливать небольшие перепады температуры.

Доктор Чунь-Хсыан Тань (Chun-Hsiang Tan) и профессор Питер Макнотон (Peter McNaughton) из Королевского колледжа Лондона определи ионный канал TRPM2, который ранее не был связан с ощущением тепла.

Учёные смогли изолировать обнаруженный чувствительный канал, посредством удаления гена TRPM2, у группы мышей. Заем они сравнили поведение животных с контрольной группой (у которых ген остался на месте), когда их помещали в контейнеры с температурой 33 градуса и 38 градусов по Цельсию.

Выяснилось, что обыкновенные мыши предпочитали более прохладную температуру и старались избегать более жарких условий. Мыши же, у которых отсутствовал ген TRPM2, не различали две "комнаты".

Профессор Макнотон говорит: "У разных людей можно наблюдать вариации в ощущениях тепла. В частности, женщины, как правило, предпочитают более высокие температуры, чем мужчины".

"Мы бы хотели выяснить, играет ли ген TRPM2 в том, что женщины и мужчины по-разному ощущают температуру. Но пока у нас нет никаких данных об этом", — отмечает исследователь.

По его словам, температуры, которые они создавали в эксперименте, сравнимы с теми, до которых разогревается воздух, например, в автобусе. При температуре 38 ˚C, наверняка, многим людям станет довольно жарко и дискомфортно ― сенсорные (чувствительные) нейроны в коже человека подскажут, что вокруг слишком высокая температура, и "заставят" предпринять какие-то действия ― снять какой-либо предмет одежды, выйти из автобуса или же попытаться найти чуть более прохладное место.

"С практической точки зрения дефекты гена в организме человека могут привести к тому, что он не будет правильным образом ощущать температуру, однако это пока только предположения и доказательств этому нет", — отмечает Макнотон.

Учёные намерены продолжить свои исследования. Результаты нынешней работы опубликованы в научном журнале Nature.