Женщины с лишним весом чаще других рожают биологически более старых детей

Женщины с ожирением и лишним весом рискуют родить ребёнка с более короткими теломерами в клетках.

Фотография Global Look Press.

Лишний вес доставляет много хлопот, и не только самим его носителям. На этот раз выяснилось, что женщины с избыточным весом могут рожать детей, которые биологически будут старше других младенцев. Такие выводы встревожили учёных.

Избыточный вес часто является причиной многих проблем: например, он провоцирует раннее старение мозга. Кроме того, лишние килограммы заставляют организм мужчин создавать сперму с тысячами генных мутаций. Как говорится, час от часу не легче. Недавно учёные из Бельгии выявили новую опасность: женщины, имеющие избыточный вес во время беременности, чаще других рожают биологически более взрослых детей. Это, в свою очередь, может привести к тому, что младенцы получат более высокий риск развития хронических заболеваний и может даже сократить продолжительность их жизни.

Поясним. Биологический возраст человека связан с длиной теломер – концевых участков хромосом. Теломеры уменьшаются каждый раз, когда клетки делятся, и продолжают укорачиваться на протяжении всей жизни организма.

"Короткие теломеры связывают с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом второго типа и атеросклерозом", — отмечает Тим Наврот (Tim Nawrot) из Университета Хасселта.

При этом длина теломер разных людей уже при рождении варьируется, и пока учёные не понимают причину этого природного феномена. Наврот и его коллеги задались вопросом, влияет ли на эти различия избыточный вес или ожирение матери? Они собрали данные об индексе массы тела 743 беременных женщин. После родов учёные собирали пробы крови из пуповины и плаценты, также они измеряли длину теломер в клетках крови.

Выяснилось, что индекс массы тела женщин, по всей видимости, имеет значительное влияние на длину теломер её ребёнка. Поскольку теломеры детей, родившихся у женщин с лишним весом, были примерно на 2,5 процента короче, чем у матерей с нормальным весом. Но самые опасные показатели были у женщин с ожирением: их дети имели длину теломер на 5,5 процента меньше, чем младенцы, чьи матери обладали здоровым индексом массы тела.

"Достаточно существенная разница, — комментирует Наврот. – При нормальном взрослении такое сокращение – на 5,5 процента – занимает от пяти до десяти лет".

Выводы не означают, что дети, рождённые от матерей с ожирением, будут жить на пять лет меньше, чем другие младенцы.

"Мы не можем этого предсказать. Нам необходимо провести дальнейшие и более тщательные исследования, чтобы проследить за здоровьем этих детей", — добавляет Наврот.

Так как же вес влияет на теломеры? Специалисты считают, что избыток жировой ткани может быть тем самым опасным фактором. Жир может вызывать воспалительные реакции и производить реактивные химические вещества, которые вызывают окислительный стресс. Последний может привести к повреждению клеток и укорачиванию теломер. По предположению специалистов, на организм ребёнка влияние такого рода распростпаняется через плаценту.

Но, например, Катарина Энрикес (Catarina Henriques) из Университета Шеффилда в этом не уверена. Люди с избыточным весом, вероятно, уже имеют более короткие теломеры, и они генетически могут передавать такую "деталь" своим детям. И дело тут не в плаценте, считает исследовательница.

Если это так, то вес отца тоже может играть определённую роль, считает Энрикес. "Как и в случае матери, если индекс массы тела отца выше нормы, то его теломеры также могут быть короче, что может иметь определённое влияние на длину теломер и у ребёнка", — объясняет учёный. Она считает, что по этому вопросу нужно также провести исследования.

Результаты работы бельгийских специалистов были опубликованы в журнале BMC Medicine.

Тем временем женщины, желающие забеременеть, по мнению специалистов, должны следить не только за своим весом, но и вредными привычками. Ранее выяснилось, что курящие беременные женщины "дарят" детям алкоголизм и ожирение.