Шведские археологи нашли корабль времен Великой Северной войны с Россией

Памятник Карлу XII в Стокгольме. Король показывает в сторону России. Фото: arctic_flower / Flickr
Дайверы осматривают ╚Блекинге╩ в гавани Карлскруны. Фото: Jim Hansson/Sjöhistoriska Museet
Модель корабля Solen, сходного с Blekinge по типу и размеру. Фото: Jim Hansson/Sjöhistoriska Museet
Памятник Карлу XII в Стокгольме. Король показывает в сторону России. Фото: arctic_flower / Flickr
Дайверы осматривают ╚Блекинге╩ в гавани Карлскруны. Фото: Jim Hansson/Sjöhistoriska Museet
Модель корабля Solen, сходного с Blekinge по типу и размеру. Фото: Jim Hansson/Sjöhistoriska Museet
В Швеции нашли затонувший корабль XVII века. Новость, казалось бы, местного масштаба, однако история судна имеет отношение к России.

Самый знаменитый исторический корабль Швеции, безусловно, Wasa. Никаких боевых подвигов «Васа» совершить не успел: из-за неудачной конструкции он затонул во время первого же выхода в море в 1628 году. Его обнаружили и подняли со дна в 1960-х, в прекрасном состоянии. Музей в Стокгольме, где «Васа» представлен во всем великолепии, ежегодно посещают больше миллиона человек.

Недавно шведские морские археологи объявили, что нашли другой исторический корабль XVII века, Blekinge, во многом схожий с Wasa. Останки «Блекинге» с 1713 года покоятся у побережья города Карлскруна на юге Швеции.

«Blekinge был таких же размеров, как Wasa, около 45 метров в длину. На «Блекинге» было 68-70 пушек, на «Васа» – 64», – рассказал изданию The Local Джим Ханссон (Jim Hansson), куратор археологического отдела при Шведском национальном морском музее.

Новость, казалось бы, местного масштаба, однако история «Блекинге» имеет отношение к России.

В XVII веке Швеция была одной из великих европейских держав, фактически империей на пике своего могущества. В шведской историографии для этого периода есть особый термин: stormaktstiden, «великодержавие».

В 1680 году по приказу короля Карла XI в области Блекинге была основана Карлскруна, главная морская база и судоверфь Швеции, залог будущего владычества империи на море. В 1682 году здесь был построен и спущен на воду первый корабль, получивший имя «Блекинге».

Модель корабля Solen, сходного с Blekinge по типу и размеру. Фото: Jim Hansson/Sjöhistoriska Museet

Как и «Васа», «Блекинге» имел конструктивные недостатки и на море вел себя ненадежно. Сохранились записи о том, что уже в 1683 году корабль сел на мель в Ботническом заливе, однако судно удалось спасти. «Блекинге» использовался еще два десятилетия, принял участие в нескольких морских сражениях – в частности, в победоносной войне Карла XII против Дании в 1700-м. В 1713 году заслуженный корабль встретил свой конец там же, где появился: в Карлскруне.

Джим Ханссен выдвинул гипотезу, что «Блекинге» могли затопить намеренно. На это намекает исторический контекст события, а также старинная карта гавани Карлскруны, где расположение затонувшего корабля указано с удивительной точностью.

В 1713 году ситуация в Швеции была близка к катастрофе. В начале века воинственный и поначалу успешный король Карл XII ввязался в войну с Россией – ошибка, имевшая фатальные последствия для Швеции. После поражения под Полтавой в 1709 году Карл XII несколько лет отсиживался в Бендерах, «в гостях» у Османской империи. В отсутствие короля и военных побед политическая атмосфера в Швеции стала крайне напряженной.

В Карлскруне, главной судоверфи страны, опасались русского вторжения, а достаточных оборонительных сооружений у города не было.

«Моя предварительная гипотеза такова: судно могли затопить намеренно и использовать как пушечную платформу, когда в Карлскруне во время катастрофической для Швеции военной кампании прервалось строительство судов. Жители не успели построить защитные сооружения и, возможно, нашли вот такой способ обороны», – объяснил Ханссен.

Дайверы осматривают "Блекинге" в гавани Карлскруны. Фото: Jim Hansson/Sjöhistoriska Museet

Поражение Швеции в войне с Россией положило конец шведскому великодержавию и освободило место для нового игрока на европейской сцене: Российской империи, получившей, среди прочего, выход в Балтийское море (Санкт-Петербург и Кронштадт были основаны на землях, отвоеванных у Швеции).

Карлскруна сохранила свой статус морской базы и судоверфи, однако масштабы уже были не те: залог шведского владычества на море превратился в небольшой провинциальный городок, каковым Карлскруна и остается по сей день.

Археологи пока не уверены, продолжатся ли исследования затонувшего судна. Если «Блекинге» был потоплен намеренно, человеческих останков там быть не может – а в случае с «Васой» именно этот аспект исследований был одним из самых интересных. Ученым довольно редко удается найти кости на месте старинных кораблекрушений, они быстро разлагаются под воздействием агрессивной подводной среды (подробнее об этом – в материале «Череп и кости: невероятная находка на месте крушения Антикитерского корабля»). На «Блекинге», возможно, их даже не стоит искать.

Что касается самого корабля, археологи сразу предупредили: его состояние не идет ни в какое сравнение с великолепной сохранностью «Васа». Верхняя часть «Блекинге», похоже, была разрушена при строительстве каменного пирса на судоверфи Карлскруны, хотя нижние секции, глубоко погрузившиеся в песок на дне залива, могли сохраниться неплохо.

Тем не менее археологи надеются на продолжение исследований: «Блекинге» имеет историческое значение как первый корабль, построенный в Карлскруне — городе, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, где до сих пор располагается одна из военно-морских баз Швеции.