Палеонтологи нашли окаменелые останки беременного "морского монстра"

Художественная изображение того, как беременные диноцефалозавры кормились в воде.

Иллюстрация Dinghua Yang & Jun Liu.

Окаменелые останки эмбриона расположены лицом вперёд, а проглоченная добыча часто имеет совершенно другую позицию.

Фото Jun Liu.

Палеонтологи обнаружили останки древней беременной рептилии – она обитала на планете порядка 250 миллионов лет назад. Изначально учёные предположили, что "находка внутри находки" – всего лишь останки хорошего обеда хищника. Но, как оказалось, учёным посчастливилось найти более удачный "комплект".

Недавно палеонтологи обнаружили останки существа, свёрнутого внутри древнего морского хищника. И на первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего удивительного. В конце концов, исследователи уже находили огромное количество окаменелых останков водных рептилий, у которых некогда была невероятно длинная шея. И такие животные вполне могли заглатывать свою добычу целиком (как, например, птерозавр, лакомившийся динозаврами размером с лошадь). Но всё не так просто с этой находкой.

Палеонтологи тщательнее присмотрелись к окаменелостям и обнаружили, что "находка внутри находки" не была трапезой для первого животного: им посчастливилось найти окаменелые останки беременной рептилии.

Так, международная группа исследователей описала в новой работе 245-миллионолетние окаменелые останки диноцефалозавра (Dinocephalosaurus) с сохранившимися "следами" плода внутри него.

Останки беременной рептилии были найдены на юге Китая. У зародыша, как и у его доисторического родителя, наблюдаются длинные шейные суставы, характерные для диноцефалозавра (длина шеи при жизни составляла до 1,7 метров и имела 25 позвонков). Оказалось, что оба существа принадлежали к одному виду. Именно это и дало основание полагать, что внутри древней рептилии точно находится останки не съеденной добычи, а детёныша.

"Эмбрион был немного свёрнут. Если животное проглатывается кем-либо, то нет никой возможности сохранить такое же положение", — комментирует один из авторов исследования Цзюнь Лю (Jun Liu), палеонтолог из Хэфейского университета технологий (Китай).

Отметим, что диноцефалозавры являются членами инфракласса архозаврообразных, в который входят динозавры, крокодилы и птицы. Но, в отличие от своих родственников, диноцефалозавры, вероятнее всего, не откладывали яйца, а вынашивали и рожали своих детёнышей, как млекопитающие.

Лю и его исследовательская группа говорят, что найденные останки морского "монстра" стали первым известным примером архозаврообразных такого рода.

Хотя такое утверждение может оказаться и не вполне верным, считает Майкл Колдуэлл (Michael Caldwell), эксперт по вымершим морским рептилиям и профессор факультета биологических наук в Альбертском университете.

Хампсозавры, группа полуводных рептилий, также вынашивали и рожали своих детёнышей. Проблема в том, считает Колдуэлл, что в категорию архозаврообразных попадает "огромное количество, казалось бы, различных между собой животных". Но многие палеонтологи думают, что хампсозавры также принадлежат к архозаврообразным. Так что, по всей видимости, диноцефалозавры не являются насколько уникальными, как предположила группа китайских специалистов.

Но в любом случае, продолжает Колдуэлл, найденные останки эмбриона диноцефалозавра, конечно же, заслуживают детального изучения. Результаты исследования могут дать лучшее представление о том, как такие животные эволюционировали, чтобы подстроиться под изменения окружающей среды.

Исследование об окаменелых останках беременной рептилии опубликовано в научном издании Nature Communications.

Добавим, что ранее были обнаружены окаменелые останки древнейшей беременной кобылы. Также в Египте обнаружена окаменелая матрёшка из доисторических животных, сожравших друг друга.