Землеподобная планета, похожая на Татуин, может существовать на самом деле

Обнаружить и изучить систему SDSS 1557 астрономам помогли телескоп обсерватории Джемини (Gemini South) и "Очень большой телескоп" (VLT) Европейской Южной Обсерватории в Чили.

Иллюстрация Mark Garlick, UCL, University of Warwick, University of Sheffield.

Татуин в киноэпопее "Звёздные войны" - планета-пустыня, вращающаяся вокруг двойной звезды Внешнего края. В этом мире, по сюжету, выросли Энакин и Люк Скайуокеры.

Кадр из к/ф "Star Wars"/via YouTube.

Землеподобная скалистая планета, напоминающая фантастический Татуин из эпопеи "Звёздные войны", может существовать на самом деле. На это указывает "каменистый мусор", обнаруженный в очень странной двойной звёздной системе.

Команда европейских астрономов объявила о новом открытии: у двойной звезды в созвездии Змеи может существовать уникальная планета, которая вполне могла бы стать домом легендарного Люка Скайуокера из эпопеи "Звёздные войны".

Землеподобная планета, напоминающая фантастический Татуин, могла сформироваться в не совсем обычной звёздной системе, состоящей из белого и коричневого карликов, обращающихся вокруг друг друга за два земных часа.

Поясним, что сами по себе "планеты-татуины", то есть вращающиеся сразу вокруг двух звёзд, являются в астрономии относительной редкостью. Впервые подобный объект был обнаружен телескопом "Кеплер" в 2011 году, и с тех пор было открыто 11 подобных миров. Например, в созвездии Центавра и в созвездии Лебедя.

Примечательно, что ранее астрономы полагали, что все "татуины" должны быть газовыми гигантами, поскольку приливные силы, которые появляются под действием гравитации звёздной системы, должны мешать формированию небольших каменистых планет. Имеющиеся сегодня данные о составе и размерах уже открытых "татуинов" поддерживают эту версию. Но не данные о возможном формировании новой планеты.

Татуин в киноэпопее "Звёздные войны" – планета-пустыня, вращающаяся вокруг двойной звезды Внешнего края. В этом мире, по сюжету, выросли Энакин и Люк Скайуокеры.
Кадр из к/ф "Star Wars"/via YouTube.

Всё началось с того, что команда под руководством Джея Фарихи (Jay Farihi) из Университетского колледжа Лондона наблюдала за необычной двойной системой SDSS 1557, удалённой от Земли примерно на тысячу световых лет. Сперва учёные думали, что перед ними относительно молодой (сформировавшийся несколько десятков миллионов лет назад) белый карлик, окружённый диском из пыли и газа.

Однако внутри этого диска обнаружился небольшой (масса примерно 6% от солнечной) коричневый карлик – так называемая субзвезда, не имеющая возможности поддерживать термоядерные реакции в ядре и потому практически невидимая. Спектр его соседа, белого карлика, также демонстрировал наличие тяжёлых химических элементов (в том числе магния и кремния), которые не встречаются на поверхности подобных объектов. Астрономы сделали вывод, что белый карлик на постоянной основе стягивает на себя весомое количество некой материи, содержащей все эти элементы. Согласно расчётам, из этих "каменных осколков" можно было бы сформировать небесное тело диаметром порядка четырёх километров.

И этот факт позволил астрономам предположить, что в газопылевом диске SDSS 1557 идёт формирование астероидов, часть из которых коричневый карлик, вероятно, "отбрасывает" к своему белому соседу. Поясним. Сам газопылевой диск — слишком сложный объект для всестороннего анализа, и пока не позволяет астрономам выявить каменистые планеты (даже коричневого карлика удалось выявить не сразу). Однако наличие астероидов косвенно указывает на то, что миры с твёрдой поверхностью в SDSS 1557 есть. Так, в Солнечной системе пояс астероидов является остатками "мусора", оставшегося от формирования скалистых планет — Меркурия, Венеры, Земли и Марса.

"Формирование каменистой планеты у двойной звезды – крайне сложный процесс. Притяжение и того, и другого светила будет очень сильно растягивать и сжимать материю, не давая ей склеиться в космическую гальку, астероиды и вырасти в полноценные планеты. Открытие астероидного мусора в системе SDSS 1557 чётко указывает на то, что здесь есть скалистые планеты. Всё это помогает нам понять, как формируются каменистые миры в системах двойных звёзд", — поясняет Джей Фарихи.

Полный текст научной статьи, которая будет опубликована в издании Nature Astronomy, доступен на сайте препринтов.

Соавтор работы профессор Борис Гёнзике (Boris Gänsicke) добавляет, что доказать их предположения поможет телескоп "Хаббл". По его словам, если запасы тяжёлых элементов не поступают к белому карлику на постоянной основе, то уже через несколько недель металлы в спектре звезды идентифицировать не удастся (они сгинут в недрах светила). При помощи телескопа можно будет определить, что частички пыли в диске, окружающем двойную звезду, состоят из камня, а не изо льда.

Напомним, что ранее астрономы предположили, что половина звёзд с экзопланетами могут быть двойными, а также что планеты у двойных звёзд могут быть обитаемыми.