Особые стволовые клетки впервые спасли зрение пожилой женщины

Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки помогли остановить ухудшение зрение пациентки в возрасте 80 лет.

Лечение при помощи индуцированных плюрипотентных стволовых клеток остановило ухудшение зрения у пациентки в возрасте 80 лет. Исследование проводилось учёными, много лет изучавшими подобной вид терапии. К сожалению, совсем другой результат ждал женщин, доверившихся частной клинике.

Пожилая пациентка в возрасте 80 лет стала первым человеком, прошедшим успешное лечение при помощи индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (иСК). Плёнка из созданных в лаборатории клеток сетчатки защитила её зрение, борясь с возрастной макулярной дегенерацией – весьма распространённой формой прогрессирующей слепоты у людей старше 50 лет.

Отметим, что индуцированные плюрипотентные стволовые клетки могут позднее трансформироваться во множество других типов клеток. И в отличие от других типов стволовых клеток, которые, например, можно обнаружить в эмбрионах, иСК могут быть получены из взрослых не стволовых, то есть уже опреднлившихся со своими функциями, клеток. Кстати, за это открытие исследователи получили Нобелевскую премию в 2012 году.

Теперь же эти стволовые клетки впервые помогли вылечить зпболевание у человека. Офтальмолог Масайо Такахаси (Masayo Takahashi) и её исследовательская группа из Лаборатории Института RIKEN (Япония) взяли клетки кожи пациентки и превратили их в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки.

Затем они стимулировали их развитие в клетки пигментного эпителия сетчатки, которые чрезвычайно важны для поддержания жизнедеятельности и питания клеток сетчатки.

Исследователи создали небольшую культуру клеток. Перед тем как пересадить их в глаза женщины (работа проводилась в 2014 году), они сначала удалили поражённые ткани, что и послужило причиной ухудшения зрения. Затем специалисты внедрили небольшой "лоскут" из иСК в надежде на то, что они станут частью глаз пациентки и остановят ухудшение зрения.

Несколько лет назад мы сообщали о подготовке к революционным клиническим испытаниям, а сегодня можем наконец сообщить о результатах проделанной работы. Эксперимент показал, что лечение не помогло женщине сделать её зрение более острым (на это способны другие техники). Однако оно, по всей видимости, предотвратило дальнейшее ухудшение. Отмечается, что зрение пациентки остаётся стабильным на протяжении вот уже более двух лет. Сама же испытуемая говорит, что "её зрение стало ярче".

"Такахаси и её команда проделали невероятную работу и заслуживают всех тех похвал, которые они получают за этот проект", — говорит директор Центра изучения и использования стволовых клеток при Киотском университете нобелевский лауреат Синъя Яманака.

По его словам, это важное исследование позволит разработать подобные методы лечения многих других заболеваний.

Впрочем, некоторые исследователи серьёзно обеспокоены использованием такого подхода. Главное опасение заключается в том, что последвющее превращение индуцированных стволовых клеток в новые ткани может привести к появлению злокачественных опухолей. Но группа Такахаси пока не нашла никаких этому подтверждений во время работы с пациенткой.

Тем не менее в 2015 году другое исследование, изучающее перспективы технологии на другом пациенте, было прекращено. Тесты показали, что клетки, предназначенные для мужчины, развили генетические аномалии.

Добавим, что потребовалось много лет (и научных работ) для того, чтобы довести методы лечения стволовыми клетками до этапа клинических испытаний (методики многократно тестировались на животных). Однако сейча лишь отдельные научные группы рапортуют о скромных результатах испытаний инновационной терапии на людях (корреспонденты "Вести.Наука" тщательно отслеживают все новые результаты в этой сфере медицины).

Такое положение дел, однако, не мешает многим частным центрам по всему миру рекламировать нерегламентированные процедуры. Последние направлены на применение стволовых клеток в течение некоторого времени. В частности, мы рассказывали, что с их помощью даже якобы лечат людей с синдромом Дауна. Хотя последнее исследование вызывает больше вопросов, чем даёт ответов, и к тому же его результаты так и не появились в рецензируемом научном журнале.

На днях также появились результаты другого исследования, которое показало, насколько печальными могут быть последствия нерегулируемых процедур. Так, оказалось, что после применения подобного лечения с целью устранения возрастной макулярной дегенерации одна женщина ослепла, а две другие стали видеть гораздо хуже.

В 2015 году все три пациентки обратились за неотложной помощью к медикам, после того как заплатили пять тысяч долларов США частной клинике. Всем трём должны были внедрить собственную жировую ткань в их глаза.

"Пациенты и врачи должны быть осведомлены о том, что не все методики клиник США, использующих "стволовые клетки", являются безопасными. Кроме того, необходимо знать, что "терапия стволовыми клетками", которая проводится в частных клиниках в США, является непроверенной и потенциально опасной", — отмечает Томас Альбини (Thomas Albini) из Офтальмологического института Баскома Палмера при Университете Майами. Именно этот специалист спустя время занимался лечением двух пациенток после неудачной терапии.

Альбини сообщает: стоит с большим недоверием относиться к любой подобной процедуре, которую участникам предлагают оплатить.

"Большинство законных исследований в США не требует оплаты от пациентов за экспериментальные процедуры", — говорит он. (Позволим себе сделать акцент на слове "экспериментальные".)

Результаты исследования группы японских учёных были опубликованы в научном издании New England Journal of Medicine. Там же вышло исследование с описанием результатов пагубного "лечения стволовыми клетками".

Добавим, что недавно сообщалось о том, что Япония возобновляет новаторские клинические исследования с использованием индуцированных плюрипотентных стволовых клеток. Исследование вновь пройдёт под руководством Такахаси.