"Хаббл" разглядел воду на "двойниках Земли"

"Спитцер" более 500 часов наблюдал систему TRAPPIST-1 и позволил многое узнать о ней.

Иллюстрация NASA, ESA, ESO.

"Планета-океан" может вообще не иметь твёрдой поверхности. Но для развития жизни это не слишком благоприятное обстоятельство.

Иллюстрация Global Look Press.

На землеподобных планетах системы TRAPPIST-1, возможно, есть океаны, рапортуют исследователи, работающие с данными именитого космического телескопа Hubble.

В Солнечной системе очень много воды. Она покрывает 75 процентов земной поверхности (а в дождливый день иногда кажется, что и все сто). В недрах Земли, включая кору, мантию и ядро, объём живительной влаги, возможно, доходит до 90 Мировых океанов. На спутнике Сатурна Энцеладе под ледяным панцирем поверхности скрыт жидкий океан, из которого бьют гейзеры. Вода есть на Марсе, на Луне и даже на Солнце. (Эта молекула – одна из самых прочных в природе, и даже солнечной атмосфере не всегда хватает температуры, чтобы разрушить её). Из неё более чем наполовину состоит Нептун, оправдывающий своё название, похожими параметрами может похвастаться и Уран.

На наш эгоистичный взгляд, самое примечательное в воде – то, что из неё на 70% состоим мы сами. В каком-то смысле человек – мыслящая вертикальная лужа, и есть все основания думать, что так же обстоит дело с братьями по разуму. Для астронома поиск жизни – это прежде всего поиск воды.

TRAPPIST-1 – это звезда. Заурядный красный карлик, которых в нашей Галактике большинство (и про это у нас были материалы). Правда, он расположен достаточно близко к Земле (40 световых лет). Но интерес астрономов вызывает совсем не это.

В системе TRAPPIST-1 семь землеподобных планет – это рекорд. Из них три расположены в зоне обитаемости, то есть на них возможно существование жидкой воды. Остальные четыре расположены слишком близко к звезде, и вода может присутствовать на них только в виде пара.

Но, как известно любому человеку, заглядывающему в кошелёк и холодильник, "может быть" не значит "есть". Чтобы убедиться в наличии на этих небесных телах второй стихии, учёным необходимо было провести прямые наблюдения.

Новое открытие помог сделать старичок "Хаббл". Конечно, даже прославленному телескопу не хватило бы мощи разглядеть океаны и (кто знает?) прогулочные яхты с расстояния в сорок световых лет. Но астрономы известны своим умением вытаскивать информацию из тех наблюдений, которые есть (не забывая вздыхать о тех, которые пока недостижимы).

Дело в том, что в верхних слоях атмосферы ультрафиолетовое излучение разлагает водяной пар на кислород и водород. Этот процесс называется фотодиссоциацией. Так постепенно теряет свою воду Земля, но нам её хватит ещё надолго. А вот маленький Марс уже истратил все свои запасы. Тяжелый молекулярный кислород опускается обратно к поверхности и там вступает в химические реакции. Кстати, именно этим объясняется знаменитый цвет Красной планеты. А вот легчайший водород улетучивается в космос и образует окружающее планету разреженное облако. Его-то и обнаружил "Хаббл".

Расчёты показывают, что ближайшие к своему светилу миры системы – TRAPPIST-1b и TRAPPIST-1c – уже могли потерять до 20 земных мировых океанов. Впрочем, эти потери не очень огорчают астрономов, потому что там в любом случае слишком жарко для жизни.

Интереснее, что происходит на планетах e, f и g, лежащих в зоне обитаемости. И здесь исследователи оптимистичны: эти миры не должны растерять всю свою воду, хотя уже отправили в космос до трёх мировых океанов Земли.

Астрономы подчёркивают, что имеющихся данных не хватает, чтобы говорить о наличии воды на этих планетах с абсолютной уверенностью. Однако они возлагают надежды на преемника "Хаббла" – космический телескоп "Джеймс Уэбб", который планируется вывести на орбиту уже в следующем году.

Кстати, это не единственная приятная новость за последнее время. Недавно мы рассказывали, что у ближайшей к нам солнцеподобной звезды насчитали четыре "двойника Земли", а не так давно найдена идеальная для жизни планета. На горячих Юпитерах, конечно, жизни нет, но и там астрономы обнаружили воду.

Есть даже целые планеты, состоящие из воды. Это действительно очень распространённое вещество. Так что, если наблюдения "Хаббла" подтвердятся, не будет повода удивляться. Разве что тому, в какой прекрасной и гостеприимной Вселенной нам довелось очутиться.