Мертвые глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей

Сканирование османского корабля, лежащего на глубине 300 метров. Фото: Black Sea MAP
Фотограмметрическая модель османского корабля XVII-XIX веков. Фото: EEF / Black Sea MAP
Предварительная фотограмметрическая модель римского корабля, обнаруженного в 2017 году. Фото: Black Sea MAP
Резной румпель османского корабля и остатки корабельных канатов. Фото: Rodrigo Pacheco-Ruiz / Rodrigo Ortiz / Black Sea MAP
Прекрасно сохранившаяся деревянная деталь римской галеры, поднятая с места крушения.═Фото: Black Sea MAP
Участница экспедиции Дани Ньюман с уменьшенной трехмерной моделью одного из затонувших кораблей. Кадр из видео Black Sea MAP
Выставка в Афинском археологическом музее: мраморные статуи с Антикитерского корабля. Сохранились только те части статуй, которые были погружены в песок. Фото: namuseum.gr
Сканирование османского корабля, лежащего на глубине 300 метров. Фото: Black Sea MAP
Фотограмметрическая модель османского корабля XVII-XIX веков. Фото: EEF / Black Sea MAP
Предварительная фотограмметрическая модель римского корабля, обнаруженного в 2017 году. Фото: Black Sea MAP
Резной румпель османского корабля и остатки корабельных канатов. Фото: Rodrigo Pacheco-Ruiz / Rodrigo Ortiz / Black Sea MAP
Прекрасно сохранившаяся деревянная деталь римской галеры, поднятая с места крушения.═Фото: Black Sea MAP
Участница экспедиции Дани Ньюман с уменьшенной трехмерной моделью одного из затонувших кораблей. Кадр из видео Black Sea MAP
Выставка в Афинском археологическом музее: мраморные статуи с Антикитерского корабля. Сохранились только те части статуй, которые были погружены в песок. Фото: namuseum.gr
Еще в 1976 году океанограф Уиллард Баском назвал Черное море уникальным по сравнению со всеми другими морями планеты, самым перспективным местом для исследований и исторических открытий. Современные подводные археологи это блестяще подтвердили.

Еще в 1976 году океанограф Уиллард Баском в своей книге «Глубокие воды, древние корабли» назвал Черное море уникальным по сравнению со всеми другими морями планеты, самым перспективным местом для исследований и исторических открытий.

В наше время, благодаря бурному развитию технологий подводных исследований, «предсказание» Баскома начало сбываться. Однако никто не ожидал особых сюрпризов от международного геофизического проекта по исследованию Черного моря (the Black Sea Maritime Project), начавшегося в 2015 году и завершившегося буквально на днях. Изначально запланированные работы не имели отношения к археологии, но по ходу исследований ученым даже пришлось добавить в название проекта слово «археологический», The Black Sea Maritime Archaeological Project, или The Black Sea MAP.

Первоочередной задачей проекта было лазерное сканирование морского дна с помощью телеуправляемых подводных аппаратов (ТПА) в территориальных водах Болгарии, а также извлечение кернов донных отложений для изучения изменений в экологии региона и флуктуаций уровня моря с последнего ледникового периода. Звучит не слишком увлекательно и, если бы не неожиданный «бонус», о сделанных за время работ открытиях узнали бы только читатели узкоспециализированных изданий.

Однако еще в 2015 году лазерные сканеры и полученные с их помощью трехмерные изображения начали показывать необычные «картинки», а именно – прекрасно сохранившиеся останки древних затонувших кораблей. Такой «бонус» невозможно было игнорировать. Геофизический мониторинг неожиданно превратился в «крупнейший морской археологический проект всех времен»: за первые два года ученые обнаружили в зоне исследований останки 44 кораблей, в этом году – больше двадцати.

Подробнейшие трехмерные изображения, изученные специалистами, позволили определить происхождение и тип многих судов: хронология находок охватывает 2500 лет истории мореплавания и кораблестроения. Большинство судов – османские, много римских и византийских, самое древнее из найденных – греческое, затонувшее в Черном море в IV-V веке до нашей эры.

Фотограмметрическая модель османского корабля XVII-XIX веков. Фото: EEF / Black Sea MAP

«Завершается третий, последний сезон работы проекта The Black Sea MAP. В этом году мы обследовали больше 1300 кв. км морского дна, взяли 100 метров проб грунта и обнаружили новые места кораблекрушений – больше 20 судов эллинистического, римского и византийского периодов. Такое разнообразие находок можно назвать одним из величайших подводных музеев мореплавания и кораблестроения», — сообщил изданию The International Business Times Джон Адамс (Jon Adams), профессор Саутгемптонского университета и ведущий исследователь The Black Sea MAP.

Обработка огромного массива данных занимает много времени: на создание одной фотограмметрической модели корабля даже суперсовременным компьютерам требуются дни и даже недели. Пока ученые представили только одно предварительное изображение корабля, найденного в 2017 году (все остальные «фото» затонувших судов относятся к 2016 году): это римская галера, лежащая на относительно небольшой глубине — ученые смогли осмотреть ее своими глазами и даже поднять несколько артефактов.

Предварительная фотограмметрическая модель римского корабля, обнаруженного в 2017 году. Фото: Black Sea MAP

Геофизический проект завершился, но подкинул работы археологам на много лет вперед. Останки древних кораблей, конечно, не редкость, а при современных возможностях подводной археологии древние суда находят буквально «пачками», целыми кладбищами – как, например, десятки древних кораблей у берегов греческого архипелага Фурни или возле греческого острова Делос. С 2012 года возобновились подводные раскопки на месте самого интригующего кораблекрушения в истории, Антикитерского (скоро ожидаются новости по итогам археологического сезона 2017).

Что же такого особенного в черноморских находках, если многоопытные ученые отзываются о них с нескрываемым восторгом? «Мы никогда ничего подобного не видели. Словно тысячелетия истории оживают у нас на глазах», — это слова морского археолога Крума Бачварова из университета Коннектикута. «Мы не могли поверить своим глазам», — сказал Родриго Пачеко-Руиз, морской археолог из Саутгемптонского университета.

Дело в той самой уникальности Черного моря, о которой писал Уиллард Баском. Факт, в общем-то, известный, однако напомним: характерной особенностью Черного моря является полное отсутствие жизни на глубинах более 150-200 м – с этих отметок начинается аноксическая (бескислородная) среда, в которой способны существовать лишь некоторые анаэробные бактерии.

Когда-то Черное море было «Черным озером», то есть пресным водоемом. Около 12000 лет назад через Босфорский пролив в озеро начала вливаться соленая вода из Средиземного моря, но и огромный приток пресной воды никуда не делся: в Черное море впадают великие реки Восточной Европы – Дунай, Днепр, Днестр и, через Азовское море, Дон. В результате сформировались слои разной степени солености, которые не смешиваются между собой: наверху всегда остается так называемый «деятельный» слой менее соленой черноморской воды с хорошим внутренним обменом и насыщенностью кислородом, тогда как ниже «оседает» более соленая и тяжелая средиземноморская вода, где в результате биохимических реакций кислород заменяется сероводородом.

Аноксическая среда характерна для глубоких океанских впадин и довольно редко встречается в морях – бескислородные участки отмечены в Мексиканском заливе, в Балтийском, Каспийском, Средиземном морях, но Черное море остается самым наглядным примером этого природного феномена: бескислородная, непригодная для жизни среда здесь начинается на глубине 150-200 м при максимальной глубине моря 2212 метров.

Мрачная картина – ни тебе рыбок, ни подводной растительности… Однако для археологов это означает, что затонувшие в древности корабли покоятся на дне моря в полной, доселе невиданной сохранности: полное отсутствие кислорода препятствует разложению органики.

В материале о другой уникальной находке – костях Антикитерского человека – мы рассказывали, насколько агрессивна естественная морская среда: человеческие останки она «съедает» за несколько сотен лет, а статуи, поднятые с Антикитерского корабля, откровенно демонстрируют, на что способна морская вода при длительном контакте с мрамором.

Выставка в Афинском археологическом музее: мраморные статуи с Антикитерского корабля. Сохранились только те части статуй, которые были погружены в песок. Фото: namuseum.gr

Места древних кораблекрушений часто представляют собой не величественно лежащие на дне остовы деревянных судов, а нагромождение их грузов — например, керамических амфор или бронзовых статуй, которым даже морская вода нипочем. Совсем иначе выглядят найденные в Черном море корабли и поднятые с них артефакты: мертвые воды оказались идеальной «капсулой времени», сохранившей даже органику.

«На глубине 93 метра мы обнаружили византийский торговый корабль Х века. Такая глубина позволяет спуститься к месту крушения и осмотреть его своими глазами, что мы и сделали. Состояние корабля, частично занесенного песком, просто потрясающее – дерево каркаса и обшивки выглядит как новое! Мы предположили, что неподалеку могут находиться останки других, более древних судов, — и не ошиблись. Несколько дней спустя мы нашли еще три затонувших корабля, один из которых мы датировали эллинистическим периодом, а последний оказался еще старше», — рассказал Джон Адамс.

Исследователи редко имели возможность лично спускаться к найденным кораблям, в основном они задействовали предназначенную для этого аппаратуру: новейшие ТПА, включая уникальный Surveyor Interceptor, передовые технологии лазерного сканирования и фотограмметрии. Помимо впечатляющих трехмерных изображений лежащих на дне судов, ученым даже удалось распечатать их уменьшенные копии на 3D-принтере.

Участница экспедиции Дани Ньюман с уменьшенной трехмерной моделью одного из затонувших кораблей. Кадр из видео Black Sea MAP

Судя по полученным изображениям, за прошедшие столетия суда на дне моря сохранили свои штурвалы и мачты; в их трюмах до сих пор лежат нетронутые товары, на некоторых судах уцелели даже канаты. Мертвые глубины Черного моря обеспечили кораблям поистине вечный покой.

«Я потерял дар речи, — вспоминает Родриго Пачеко-Руиз тот момент, когда изображение одного османского корабля появилось на мониторах. – Я увидел канаты и не поверил своим глазам. Мне до сих пор не верится, что такое возможно».

Резной румпель османского корабля и остатки корабельных канатов. Фото: Rodrigo Pacheco-Ruiz / Rodrigo Ortiz / Black Sea MAP

Лежащие на морском дне останки судов – золотая жила для археологов и историков: среди затонувших вместе с кораблями товаров могут оказаться предметы, совершенно не известные современным ученым, либо известные только по описаниям древних авторов или по картинкам в старинных книгах.

Например, осенью 2016 года археологи идентифицировали один из кораблей как венецианский ког (cocha, или «круглое судно») XIII-XIV веков. Конструктивно такие корабли были предшественниками судов XV-XVI века, каравелл и нау Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Васко да Гамы и других великих мореплавателей, раздвинувших границы мира и положивших начало эпохе Великих географических открытий.

«Триллер, самый настоящий триллер. Мы шесть часов подряд рассматривали изображения этого корабля. Надо понимать: никто ничего подобного раньше не видел. Конечно, мы о них знаем – в венецианских документах XV века сохранились изображения и описания более ранних судов. Но своими глазами никто их прежде не видел, мы были первыми», — вспоминал Крум Бачваров. Даже с учетом находок этого года, венецианский ког XIII-XIV веков, по всеобщему мнению, является самым ценным открытием за все время работы проекта.

По черноморским торговым путям традиционно перевозили востребованный «товарный ассортимент» — зерно, меха, лошадей, масло, одежду и ткани, вино и рабов. Черное море связывало Европу с северными участками Великого Шелкового пути — так в Европу пришла Черная смерть, величайшая эпидемия чумы, изменившая историю континента: от пустыни Гоби зараженные чумной палочкой крысы добрались до Крыма, откуда на торговых кораблях распространились по всей Европе. Но и до, и после трагедии Черное море оставалось северными вратами Великого Шелкового пути, открывая европейцам доступ к товарам класса «люкс», среди которых – шелк, атлас, амбра, духи, пряности и драгоценные камни.

Однако этот список далеко не исчерпывающий, уверен авторитетный морской археолог Брендан Фоули (Brendan P. Foley), в последние годы занимающийся раскопками на Антикитере: он-то отлично разбирается в археологическом «эксклюзиве».

«Судя по прекрасному состоянию самих кораблей, товары в их трюмах тоже могли хорошо сохраниться. Возможно, среди них окажутся книги, пергаменты, другие письменные документы... Кто знает, сколько такого добра перевозили торговцы? Сейчас хотя бы появилась возможность это выяснить, и это потрясающе», — сказал Фоули в интервью изданию NYTimes.

Прекрасно сохранившаяся деревянная деталь римской галеры, поднятая с места крушения.═Фото: Black Sea MAP

Ученые не разглашают координаты затонувших кораблей, чтобы защитить их от потенциальных грабителей: печальные инциденты нередки даже в подводной археологии. Любая общедоступная информация о ценных находках привлекает мародеров – иногда достаточно одного поста в соцсетях, как в случае с древнейшим скелетом обеих Америк: его нашли дайверы-любители в подводной пещере, выложили фото неожиданной находки в соцсети – и через пару дней останки исчезли. Грабители оставили ученым одну-единственную косточку, застрявшую в сталагмите. Похожим образом пропал саркофаг с человеческими останками, найденный у побережья греческого острова Сирна – тут не обошлось без устной «соцсети» местных жителей.

С другой стороны, незнание координат находок может привести к их непреднамеренному разрушению. Первопроходец в изучении археологии Черного моря, знаменитый американец Роберт Баллард (человек, который нашел «Титаник») еще в 1999 году начал исследовать черноморские воды Турции. Среди 26-ти обнаруженных им древних судов самым ценным был так называемый Eregli E – греческий корабль IV века до нашей эры, сохранивший весь свой груз и даже такую исключительную редкость как человеческие останки. Археологи так и не успели его исследовать: корабль лежал на относительно небольшой глубине и был разрушен сетями проходивших над ним траулеров.

Несмотря на очевидную ценность черноморских находок, о продолжении археологических исследований пока никто не говорит – подобный масштабный проект требует серьезного планирования и не менее серьезных инвестиций. Однако подготовка к сбору средств уже началась: в проекте The Black Sea MAP участвовали британские документалисты, которые обещают в скором времени представить широкой публике увлекательный фильм о работе экспедиции и ее сенсационных находках. И это не только древние корабли, но и древние поселения, оказавшиеся под водой из-за подъема уровня Черного моря. Напомним, что исследования велись в территориальных водах Болгарии – в силу своего географического положения эти земли и воды во все времена пользовались повышенной популярностью у званых и незваных «гостей». Изучение истории этого региона может дать бесценные сведения о прошлом всего человечества, что уже не раз подтверждали находки сухопутных археологов.

Проект The Black Sea MAP объединил ведущих ученых со всего мира, специалистов по океанографии и морской археологии из Великобритании (Саутгемптонский университет), Болгарии (Центр подводной археологии), Швеции (Университет Сёдертёрна), США (университет Коннектикута) и Греции (институт океанографии при Греческом центре морских исследований). Исследователи надеются, что выдающиеся результаты трехлетней работы The Black Sea MAP привлекут к участию в будущих проектах другие страны, берега которых омывает удивительное и загадочное Черное море – помимо Болгарии и Турции это Россия, Украина, Румыния, Грузия и Абхазия.