Новый всплеск гравитационных волн породило слияние самых лёгких чёрных дыр

Гравитационные волны √ рябь, бегущая по пространству-времени.

Иллюстрация Global Look Press.

По расчётам авторов, действующие детекторы гравитационных волн могут фиксировать тёмные фотоны без отрыва от основной задачи. На снимке детектор VIRGO.

Фото Virgo collaboration.

Гравитационные волны √ рябь, бегущая по пространству-времени.
Коллаборация LIGO объявила о новом рекорде. Теперь гравитационные волны породило слияние самых лёгких за всю историю наблюдений чёрных дыр.

Коллаборация LIGO в шестой раз объявила о детектировании источника гравитационных волн. Событие, произошедшее 8 июня 2017 года, наблюдалось также и на детекторе VIRGO. Оно примечательно тем, что гравитационный всплеск породило слияние самых лёгких чёрных дыр за всю историю наблюдений.

Мы подробно писали о том, что такое гравитационные волны, как устроены их детекторы и чем это явление так интересно человечеству.

Новый гравитационный всплеск был обнаружен 8 июня 2017 года в 02:01:16 по Гринвичу, в связи с чем и был обозначен GW170608. Здесь буквы – это аббревиатура английского словосочетания gravitational waves (гравитационные волны), а цифры – дата детектирования.

Событие, таким образом, произошло раньше всплесков 14 августа и 17 августа, так что шестым его можно считать только по порядку опубликования. Фактически же оно было вторым с момента запуска детектора после модернизации по программе Advanced LIGO.

Источником волн послужило столкновение чёрных дыр, одна из которых имела массу 7, а другая 12 масс Солнца. Это рекорд: слияние таких лёгких чёрных дыр ещё никогда не наблюдалось.

В результате столкновения "участницы ДТП" слились в одну чёрную дыру с массой в 18 солнечных. Таким образом, около одной массы нашего светила превратилось в энергию гравитационных волн. Событие произошло примерно в миллиарде световых лет от Земли.

Обнаруженный всплеск подробно описан в научной статье, размещённой на сайте препринтов arXiv.org. Она будет опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters. Также дополнительные подробности можно узнать из отчёта об этом событии на сайте LIGO.

Напомним, что инструмент LIGO состоит из двух детекторов, разнесённых на разные концы американского континента. Один из них расположен в Луизиане, другой в штате Вашингтон. Любопытно, что это космическое событие было зарегистрировано буквально на следующий день после того, как детектор, расположенный в Вашингтоне, включился после технического обслуживания.

В это время команда LIGO всё ещё занималась его проверкой. Учёные как раз вызвали слабое колебание зеркал в узком диапазоне частот. И надо же было такому случиться, что гравитационная волна пришла именно в этот момент!

Впрочем, это недоразумение не повлияло на способность детектора улавливать сигнал на других частотах. А самое главное: гравитационный всплеск был зафиксирован также его "напарником" из Луизианы и детектором VIRGO, расположенным в Италии. Так что о ложном обнаружении речь не идёт.

Сейчас инструменты LIGO и VIRGO не работают. Специалисты совершенствуют их, чтобы ещё больше повысить чувствительность. Ожидается, что обновлённые детекторы вступят в строй осенью 2018 года, и начнётся третья серия наблюдений. А пока специалисты продолжают обрабатывать данные, накопленные во время второй серии. Так что не исключено, что в ближайшие месяцы будет объявлено о новых открытиях.

Впервые в истории гравитационные волны были обнаружены только в 2015 году. Гравитационная астрономия – это младенец. У младенца каждый день наполнен открытиями и рекордами: вот он издал первый крик, вот научился держать голову, вот дотянулся до погремушки… Так и в этой области науки постоянно что-то происходит впервые. И "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) внимательно следят за событиями. Мы рассказывали о первом всплеске, зарегистрированном на VIRGO, и о первом событии, которое наблюдалось в оптические телескопы (равно как и о детективной истории, разыгравшейся вокруг этого открытия). Вот теперь новый рекорд: самые лёгкие чёрные дыры.

У этого младенца, любовно и с огромным трудом выпестованного человечеством (легко ли зарегистрировать колебания зеркал с амплитудой в тысячу раз меньше радиуса протона!), впереди ещё много открытий. Мы обязательно расскажем вам о них. Оставайтесь на связи.