Геологи: глобальное потепление разбудит вулканы

Вулкан Эйяфьядлайёкюдль в 2010 году парализовал авиасообщение в Европе.

Фото Global Look Press.

Фото Global Look Press.

Вулкан Эйяфьядлайёкюдль в 2010 году парализовал авиасообщение в Европе.
Анализ пород показал, что движение грунта начиналось до извержения, а не после.
Потепление климата сделает извержения вулканов более частыми. К такому выводу пришли учёные, изучив осадочные породы в Исландии.

Международная команда вулканологов во главе с Эмануэлем Глором (Emanuel Gloor) из Лидского университета в Великобритании впервые нашла прямые доказательства того, что потепление климата увеличит частоту вулканических извержений в Исландии. Такой вывод учёные сделали, проанализировав содержание вулканического пепла в осадочных породах. Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале Geology.

Исландия – страна льда и огня. Под поверхностью северного острова скрываются близкие очаги магмы. Хрупкое спокойствие обеспечивается равновесием между давлением раскалённых газов снизу и мощных ледников сверху. Если лёд отступит, извержения станут более частыми.

Этот вывод учёные уже давно сделали путём численного моделирования. Но до сих пор не было прямых доказательств, что климат и в самом деле влияет на нрав огнедышащих гор. Команда Глора представила такие доказательства.

Исследователи изучили содержание вулканического пепла в торфе и осадочных породах на дне озёр. Полученную информацию они сопоставляли с известными данными о климате прошедших эпох.

Так они обнаружили период серьёзного спада вулканической активности между 5500 и 4500 годами до нашей эры. Он начался после похолодания и роста ледников, связанного с изменением атмосферной циркуляции в Северной Атлантике и углублением Исландской депрессии.

Анализ пород показал, что движение грунта начиналось до извержения, а не после.

Может быть, всё наоборот, и это похолодание было вызвано погружением вулканов в сон? Нет. И доказательства тому просты: период вулканического спокойствия начался через 600 лет после того, как температура начала снижаться. Это время понадобилось, чтобы ледники набрали нужную мощь.

Сейчас, как сообщается в пресс-релизе исследования, вулканическая система Исландии "приходит в себя" после малого ледникового периода 1500–1850 годов. Но теперь на естественные колебания климата накладывается антропогенное потепление.

Жарко в связи с этим может стать не только жителям маленького северного острова. Человечество уже успело убедиться в этом, когда в 2010 году ему пришлось выучить название Эйяфьядлайёкюдль. Но проблемы с авиасообщением – не самое масштабное из возможных последствий.

Дело в том, что вулканы в свою очередь могут влиять на климат и, что гораздо критичнее для человечества, на урожаи. С последствиями вулканических извержений некоторые учёные также связывают восстания в эллинистическом Египте и даже падение Византии . Не исключено, что человечеству придётся на себе ощутить, насколько убедительны эти теории.

К слову, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, что не только климатические изменения, но и эрозия почв (на этот раз по всему миру) приведёт к росту вулканической активности.