Аппарат TGO выяснит, сколько на Марсе "газов жизни"

Аппарат TGO - часть миссии "Экзомарс-16".

Иллюстрация ESA / ATG Medialab.

Иллюстрация МФТИ.

Аппарат TGO - часть миссии "Экзомарс-16".
Схема комплекса спектрометров ACS.
В 2018 году марсианский орбитальный зонд TGO подробно исследует атмосферу Красной планеты. Объекты поиска и изучения – метан, водяной пар, кислород, озон и перекись водорода.

Как поясняется в пресс-релизе МФТИ, TGO – это орбитальный модуль миссии "Экзомарс-16" , первого по-настоящему совместного проекта российских учёных с коллегами из Европейского космического агентства. С российской стороны в нём участвуют 29 научных организаций, включая Институт космических исследований РАН, а также МФТИ.

Аппарат стартовал с Байконура 14 марта 2016 года в одной связке с модулем "Скиапарелли" .

Миссия посадочного модуля, к сожалению, закончилась неудачей. А вот TGO успешно обращается вокруг Марса. Правда, чтобы приступить к исследованиям, ему нужно перейти со своей изначальной высокой орбиты на достаточно низкую. Для этого аппарат постепенно тормозит об атмосферу Марса. Этот манёвр как раз и будет завершён в 2018 году.

Орбитальный зонд TGO несёт на себе четыре научных прибора. Это спектрометры ACS и NOMAD, детектор нейтронов FREND и комплекс цветных камер высокого разрешения CaSSIS. Первый и третий из упомянутых инструментов были созданы в Институте космических исследований РАН.

Комплекс ACS подробно описан в научной статье, вышедшей в журнале Space Science Reviews. Он состоит из трёх отдельных инфракрасных спектрометров: NIR, MIR и TIRVIM. Первый предназначен для работы в ближнем инфракрасном диапазоне (длина волны 0,7–1,6 микрона), второй отвечает за средний диапазон (2,2–4,4 микрона), а третий охватывает широкую область спектра (1,7–17 микрон). Все три прибора имеют высокую чувствительность и спектральное разрешение (способность различать детали спектра, расположенные на близких длинах волн).

Прибор NIR будет измерять содержание водяного пара в атмосфере планеты и строить его распределение по широте, долготе и высоте над поверхностью. Кроме того, инструмент будет наблюдать инфракрасное излучение молекулярного кислорода и искать ночные свечения, которые должны появляться в атмосфере планеты благодаря химическим процессам. Для спектрографа предусмотрено три режима работы. Первый из них – режим солнечного затмения, когда Солнце заслоняется от аппарата Марсом, и солнечные лучи, скользящие "по кромке" планеты, просвечивают её атмосферу насквозь. Орбита зонда позволяет выполнять такие наблюдения довольно часто. Во втором режиме аппарат будет смотреть на поверхность "вертикально вниз". Таким путём спектрограф будет регистрировать собственное инфракрасное излучение планеты. Третий режим связан с наблюдением края видимого диска планеты (лимба, как говорят специалисты).

Схема комплекса спектрометров ACS.

Инструмент MIR будет измерять содержание метана и других редких газов, а также фиксировать отношение концентраций дейтерия и обычного водорода. Предназначен он и для наблюдения аэрозолей. Прибору предстоит работать в режиме солнечных затмений. Как уточняют эксперты, MIR связан с главной задачей миссии, и самые интересные данные ожидаются именно от него.

Спектрограф TIRVIM будет измерять температуру Красной планеты. Ожидается, что он отследит изменение температуры с высотой от самой поверхности до отметки в 60 километров над планетой. Кроме того, он будет измерять содержание пыли и изучать, как инфракрасное излучение проникает через марсианские облака. Последнее обстоятельство поможет ему обнаружить в атмосфере Марса озон и перекись водорода, даже если они присутствуют там в самых незначительных количествах.

Напомним, что "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как "Кьюриосити" нашёл на Марсе метан. Это очень важное открытие: оно может свидетельствовать либо о наличии жизни, либо о геологической активности планеты. Мы писали и о других компонентах атмосферы Марса, например, водороде и ионах металлов. Газовая оболочка планеты всё ещё хранит немало тайн. И возможно, что в ней ещё найдутся свидетельства жизни.