Российские учёные создали заживляющие повязки, которые не нужно менять

Фото пресс-службы НИТУ "МИСиС".

Учёные представили новый перевязочный материал с антибактериальным действием. Его терапевтический эффект длится дольше, чем у других подобных средств. А поскольку материал биоразлагаем, повязку не придётся менять: она постепенно растворится на коже.

Команда учёных из НИТУ "МИСиС" совместно с чешскими коллегами из Центрально-Европейского технологического института и ряда других университетов разработали биосовместимый материал с антибактериальным действием. Его планируется использовать для перевязок кожных покровов, например, при ожогах и порезах.

По словам исследователей, созданные ими повязки имеют целый ряд преимуществ: их действие точечное и пролонгированное (более длительное по сравнению с аналогами). Но самое главное, что такие повязки не требуют смены. Поскольку материал биоразлагаем, новую повязку можно будет накладывать прямо поверх предыдущей.

Специалисты поясняют, что кожные повреждения вроде порезов и ожогов требуют обязательной антисептической обработки, применения антибиотиков и регулярной смены повязок. Однако лечение может иметь побочные эффекты. К примеру, антибиотики при приёме внутрь убивают не только опасные бактерии, но и полезные. Кроме того, смена повязок может нарушить целостность недавно заживших кожных покровов.

Поэтому учёные разработали биосовместимый перевязочный материал, который высвобождает антибиотик непосредственно на очаг воспаления и постепенно растворяется на коже.

"В качестве основы мы использовали нановолокна поликапролактона – биосовместимого саморассасывающегося материала. Мы присоединили к ним гентамицин – антибиотик широкого спектра действия. Любопытно, что действие оказалось пролонгированным: мы наблюдали существенное уменьшение бактерий даже спустя 48 часов после наложения материала. Обычно поверхности, имеющие антибактериальный эффект, реализуют свой потенциал в течение первых суток, зачастую даже первых часов применения", — рассказывает научный сотрудник лаборатории "Неорганические наноматериалы" НИТУ "МИСиС" Елизавета Пермякова.

Эксперимент проводился с использованием трёх штаммов кишечной палочки, которые имеют разную сопротивляемость к антибиотику. И во всех трёх случаях исследователи наблюдали положительный эффект.

Отмечается, что материал можно применять не только для лечения кожных покровов. Он также может послужить для терапии воспалительных заболеваний костей, таких как остеопороз и остеомиелит.

Сейчас учёные продолжают тестировать и совершенствовать свою разработку. В частности, они проверяют эффективность действия других антибиотиков, например, ципрофлоксацина. Это препарат нового поколения, и большинство видов бактерий ещё не выработало к нему устойчивость.

Кроме того, планируется повысить эффективность материала за счёт создания многослойных образцов: антибиотик, вещество для уменьшения свёртываемости крови и снова антибиотик.

Статья с более подробным описанием нового материала опубликована в журнале Materials and Design.

Напомним, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о другой разработке той же команды – инновационных бинтах, которые заживляют кожу без рубцов.