Счёт открыт: орбитальный телескоп TESS нашёл свою первую землеподобную планету

HD 21749c стала десятой подтверждённой планетой в копилке TESS, и первой землеподобной.

Иллюстрация NASA Ames/SETI Institute/JPL-Caltech.

Планируется, что телескоп откроет не менее 20 тысяч новых миров.

Иллюстрация NASA's Goddard Space Flight Center.

Планируется, что телескоп откроет не менее 20 тысяч новых миров.
Космический аппарат, который должен открыть не менее 20 тысяч новых миров, "положил в копилку" свою первую планету размером с Землю. Она может стать одной из немногих землеподобных экзопланет с измеренной массой.

Космический аппарат TESS, который по прогнозам должен открыть не менее 20 тысяч новых миров, "положил в копилку" свою первую экзопланету размером с Землю. Она может стать одной из немногих землеподобных экзопланет с измеренной массой, а уж масса даст представление о химическом составе небесного тела.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в издании Astrophysical Journal Letters большой международной группой исследователей.

Напомним, что телескоп был запущен в апреле 2018 года. С тех пор он успел открыть несколько сотен кандидатов в экзопланеты (этот термин означает, что существование данных миров ещё не подтверждено независимыми наблюдениями на других инструментах). По мере того, как другие телескопы проверяют результаты TESS, кандидаты получают статус открытых планет или признаются ошибками наблюдений.

В недавнем исследовании речь идёт о первой подтверждённой землеподобной планете, открытой TESS. "Новая Земля" обнаружилась в системе звезды HD 21749, расположенной в 53 световых годах от Земли в южном созвездии Сетки. Эта звезда – красный карлик с массой примерно 70% солнечной.

Хотя это небольшое и прохладное светило, в силу своей близости к наблюдателю оно вошло в список из 200 тысяч самых ярких звёзд, которые должны попасть в поле зрения TESS за время работы миссии (всего же телескоп обозреет более 20 миллионов солнц). В таком "улове" астрономы особенно заинтересованы, ведь чем ярче звезда на небосклоне, тем легче собирать информацию о ней и её спутниках.

Планируется, что телескоп откроет не менее 20 тысяч новых миров.

"Двойник Земли" оказался второй планетой, найденной у этого светила. По астрономическим правилам, первую открытую у HD 21749 экзопланету назвали HD 21749b, а вторую, ту самую землеподобную, – HD 21749c. Если в той же системе обнаружится третий мир, он будет назван HD 21749d, и так далее. Подчеркнём, что речь идёт о хронологическом порядке открытия, а не о порядке удаления от светила.

"Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали практически детективную историю открытия первого из них: тёплого мининептуна с периодом обращения 36 земных дней.

Мининептун – это не землеподобный мир, но и не гигант. Радиус HD 21749b составляет 2,6 земного (для сравнения: у Юпитера – 11 земных). Так что HD 21749b вполне может считаться небольшим миром.

"Мы знаем, что такие планеты часто появляются "семьями", – говорит Диана Драгомир (Diana Dragomir) из Массачусетского технологического института. – Поэтому мы снова просмотрели все данные и обнаружили этот небольшой сигнал".

Так астрономы открыли HD 21749c. Она имеет радиус в 89% земного и находится ещё ближе к своему солнцу, чем HD 21749c. Температура там, по расчётам авторов, превышает 400 градусов Цельсия. Поэтому об обитаемости речь, к сожалению, не идёт.

Однако близость HD 21749c позволяет надеяться, что она станет одной из немногих землеподобных экзопланет, массу которых удалось измерить . Почти все известные миры размером с Землю находятся слишком далеко для такой процедуры. Масса же даст исследователям информацию о химическом составе небесного тела.

К слову, HD 21749c стала десятой подтверждённой планетой, найденной TESS.

Напомним, что "Вести.Наука" ранее писали об экзопланете, которая может стать первой, непосредственно увиденной в оптический телескоп.