В пустыне нептунов обнаружена "недопустимая" планета

В пустыне нептунов найдена крошечная экзопланета со своей атмосферой, что ранее казалось учёным невозможным.

Иллюстрация University of Warwick/Mark Garlick.

Астрономы использовали массив телескопов Next-Generation Transit Survey, расположенных на территории Паранальской обсерватории в Чили.

Фото University of Warwick.

Астрономы нашли "невозможный" мир величиной с Нептун. Ранее учёные полагали, что планеты такого размера не могут выжить так близко к своему светилу.

Международная команда астрономов обнаружила в так называемой пустыне нептунов (Neptunian Desert) планету NGTS-4b, которую учёные прозвали "недопустимой". Ранее учёные полагали, что планеты такого размера не могут существовать так близко к своему светилу.

Для обнаружения NGTS-4b специалисты использовали метод транзитов и массив телескопов Next-Generation Transit Survey (NGTS), расположенных на территории Паранальской обсерватории в Чили.

Радиус планеты на 20% меньше, чем у Нептуна, а её масса составляет 20 земных масс. Объект находится на расстоянии 920 световых лет от нашей планеты и совершает полный оборот вокруг своего светила за 1,3 земных дня.

Астрономы отмечают, что они впервые нашли объект такого размера в столь недружелюбной зоне. Речь идёт об области вблизи звёзд, где учёные ранее не находили планет размером с Нептун (именно по этой причине этот регион и называют "пустыней нептунов").

Объекты, находящиеся в этом регионе, как из ведра поливает мощным излучением звезды: температура поверхности NGTS-4b составляет 1000 градусов по Цельсию. Из-за этого лёгкие вещества, входящие в состав экзопланеты, должны улетучиваться в космос.

Чтобы этому противостоять, планете нужна огромная гравитация и, следовательно, огромная масса. Соответственно, такое под силу лишь гигантам вроде горячих юпитеров. Тело же размером с Нептун будет быстро терять своё вещество. Как сообщается в пресс-релизе исследования, от NGTS-4b должно было бы остаться одно лишь скалистое ядро.

Но NGTS-4b явно не состоит из сплошного камня. Судя по её массе и размеру, у неё есть скалистое ядро, окружённое оболочкой из лёгких веществ. Она может также не иметь такого ядра и полностью состоять из воды.

Астрономы предложили два возможных объяснения существования такой планеты в пустыне нептунов. Согласно первому, объект мог переместиться в эту область в течение последнего миллиона лет (то есть не так давно, если судить по астрономическим меркам). Или же небесное тело изначально было более массивным, и его испарение ещё не закончилось.

"Планета является настоящим крепким орешком. Она находится в той области, где, как нам казалось, планеты размером с Нептун выжить не могут", – говорит Ричард Уэст (Richard West) из Уорикского университета.

На сегодняшний день специалисты изучают данные в попытке найти другие похожие объекты в пустыне нептунов.

"Возможно, пустыня не такая безжизненная, как считалось", – заключает Уэст.

Результаты работы опубликованы в издании Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" рассказывали об открытии экзопланеты, способной опровергнуть теории формирования новых миров, и первом обнаружении атмосферы вокруг землеподобной экзопланеты.

Чтобы не пропустить самые интересные новости, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВК, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.