Бег трусцой и бальные танцы помогают обхитрить "гены ожирения"

Специалисты определили, что помогает людям с генетической предрасположенностью к ожирению контролировать свой вес.

Некоторые люди имеют генетическую предрасположенность к ожирению. Тем не менее человек вполне может контролировать свой вес, и недавно исследователи выяснили, что ему может в этом помочь.

Несколько лет назад учёные выяснили, что природа ожирения не так уж проста, и некоторые люди имеют генетическую предрасположенность к его появлению. Так называемые гены ожирения (например, ген FTO) увеличивают риск возникновения этого состояния.

Означает ли это, что люди, имеющие "гены ожирения", обречены на полноту? Вовсе нет, уверены исследователи из Тайваньского национального университета.

В рамках недавней работы группа учёных под руководством Вань-Юй Линь (Wan-Yu Lin) определила, какие физические нагрузки помогают людям с генетической предрасположенностью к ожирению контролировать свой вес.

Исследователи изучили данные о состоянии здоровья более чем 18 тысячи человек в возрасте от 30 до 70 лет. Большинство испытуемых были китайцами.

Специалисты изучили образцы их крови и генетические данные и выяснили, имеются ли у них гены, связанные с повышенным риском развития ожирения.

Помимо этого, все участники исследования также сообщили о том, как часто и какие физические упражнения они выполняют.

Специалисты также обратили внимание на показатели, по которым можно вычислить ожирение: индекс массы тела (ИМТ), процент жира в организме и соотношение талии и бёдер.

Затем учёные сопоставили данные тех, кто имел высокие риски развития ожирения, с 18 видами спорта, которыми занимались испытуемые.

Как и следовало ожидать, участники, которые регулярно выполняли какие-либо физические упражнения, имели более низкий ИМТ в сравнении с теми, кто не занимался спортом.

Но наилучшим способом снижения риска развития ожирения для людей с генетической предрасположенностью к этому состоянию оказался регулярный бег трусцой. Участники с "генами ожирения", которые регулярно бегали трусцой, имели более низкий ИМТ и более низкий процент жира в организме в сравнении с теми, кто имел аналогичные гены, но не выполняли эти упражнения.

Исследователи также определили и другие типы упражнений, помогающие "усмирять" гены. Это альпинизм, ходьба, спортивная ходьба, некоторые виды танцев (например, бальные танцы) и продолжительные занятие йогой.

Что интересно, велоспорт, упражнения на растяжку и даже плавание не смогли так же хорошо противостоять генетическому риску развития ожирения, несмотря на то, что сами по себе помогают держать тело в форме. Поскольку лишь немногие участники этого исследования сообщили о занятиях силовыми тренировками, бадминтоном, теннисом и баскетболом, учёные не смогли определить, насколько хорошо они борются с "генами ожирения".

В целом, как пишут авторы работы, полученные результаты показывают, что "гены ожирения" ставят своих обладателей в группу риска, но люди вполне способны контролировать свой вес.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании PLOS Genetics.

К слову, ранее специалисты выяснили, какие упражнения помогают продлить молодость.

Кроме того, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали, что любовь к бегу может быть "социально заразна". Писали мы и о том, что спорт значительно улучшает здоровье даже "воинам выходного дня".