Мегаящерицы: аллигаторы тоже отращивают потерянные хвосты

Грозные хищники обладают удивительной способностью.

Фото Ruth Elsey/Louisiana Department of Wildlife and Fisheries.

Анатомические отличия в строении обычного и регенерированного хвоста аллигатора. Перевод Вести.Ru.

Иллюстрация Arizona State University.

Грозные хищники обладают удивительной способностью.
Биологи подтвердили, что миссисипские аллигаторы обладают удивительной способностью к регенерации.

Биологи подтвердили, что миссисипские аллигаторы (Alligator mississippiensis) обладают удивительной способностью: они отращивают потерянные хвосты. Изучение этого "навыка" может стать шагом к восстановлению органов и тканей человека.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Рассказы об аллигаторах, восстановивших потерянный хвост, ходят давно. Но до сих пор этот феномен не был подробно изучен биологами.

Теперь же в руки учёных попали три особи, отрастившие потерянные хвосты. Они были выловлены в дикой природе уже в таком виде. Когда и как животные лишились этого органа, не удалось установить.

Биологи умертвили рептилий и тщательно изучили анатомию отросшего хвоста. Для сравнения они использовали "первозданный" хвост ещё одного аллигатора.

Оказалось, что восстановленные хвосты достигают солидных размеров: до 18% длины тела (к слову, последняя может превышать четыре метра). Животные успешно регенерировали чешую, нервы и кровеносные сосуды.

В то же время новый орган не является точной анатомической копией утраченного. Так, вместо позвоночника в нём присутствует не разделённая на позвонки хрящевая трубка. Скелетные мышцы в отросшем хвосте тоже отсутствуют, а их место занимает соединительная ткань. (Отметим, что подобная ткань образует шрамы и рубцы на месте травм у млекопитающих. А вот у ящериц мышцы в отросшем хвосте восстанавливаются). Спинных щитков тоже нет, а чешуйки на коже расположены плотнее, чем обычно.

Однако сам факт того, что аллигаторы восстанавливают такой сложный орган, поразителен. Правда, подобная "суперспособность" есть у ящериц. Но аллигаторы и другие крокодилы относятся к совсем другой группе рептилий: к архозаврам. Эта продвинутая группа включает также динозавров и их потомков, "переросших" класс рептилий – птиц.

Эволюционные линии аллигаторов и других архозавров разошлись позже, чем аллигаторов и ящериц (не архозавров). Значит ли это, что общий предок всех архозавров тоже умел восстанавливать хвост? Обладали ли этой способностью динозавры? Когда этого "навыка" лишились птицы, не имеющие хвоста в традиционном понимании? На все эти вопросы пока нет ответа.

Учёные планируют продолжить детальное изучение неожиданной "суперспособности" грозных рептилий. Возможно, это поможет проложить новые пути в медицине. Ведь человек тоже не отказался бы от способности восстанавливать утраченные органы.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, что люди восстанавливают хрящевую ткань подобно саламандрам.