Тема:

Наука борьбы с болью 1 год назад

Найдена истинная причина чувствительности зубов к холоду

Холод часто провоцирует зубную боль.

Фото Pixabay.

Учёные описали механизм, который заставляет нас чувствовать зубную боль, когда мы прикасаемся ими к чему-то очень холодному. Исследователи также нашли вещество, которое избавит людей от этих неприятных ощущений.

Учёные обнаружили свойство, которое делает наши зубы сверхчувствительными к холоду. Благодаря этому открытию исследователи смогли также определить активное вещество, которое поможет избавиться от такой зубной боли.

Чувствительность зубов к холоду возникает по разным причинам. Многие чувствуют сильную боль из-за полости в зубе, возникшей, к примеру, из-за кариеса. Чувствительность зубов также повышается у людей с болезнями дёсен.

Порой зубы становятся чувствительны к холоду у онкобольных, которые проходят химиотерапию с использованием препаратов платины. Иногда даже дуновение холодного ветра в лицо может вызвать у них сильную зубную боль. Доходит до того что некоторые пациенты прекращают из-за этого столь нужное им лечение.

Учёные подчёркивают, что причины зубной боли довольно сложно установить, ведь для любых серьёзных манипуляций с зубом нужно его вскрывать.

Исследовательской группе пришлось провести ряд экспериментов с участием мышей. Чтобы спровоцировать у грызунов зубную боль, их коренные зубы повреждали под анестезией. Затем учёные определяли, болят ли зубы их подопечных по тому, сколько они пили подслащенной воды.

Дело в том, что мыши с больными зубами пьют на 300% больше сладкой воды, чем грызуны из того же помёта, но без проблем с зубами.

Также в предыдущих исследованиях учёные выявили белок TRCP5, "закодированный" в одноимённом гене. Активность этого гена наблюдается в нервной ткани в разных участках тела и связана с температурной чувствительностью, и в частности с болью от холода.

В ходе новой работы исследователи выяснили, что грызуны без гена TRCP5 не реагировали на повреждения зубов. Они не пили подслащенную воду в больших количествах и в целом вели себя как мыши со здоровыми зубами.

"Теперь у нас есть точное доказательство того, что чувствительный к температуре TRCP5 заставляет одонтобласт реагировать на холод, из-за чего нерв приходит в возбуждение, что и приводит к боли и сверхчувствительности", – объясняет один из ведущих авторов работы доктор Йохен Леннерц (Jochen Lennerz) из Массачусетской больницы общего профиля.

Поясним, что клетки одонтобласты расположены в дентине, твёрдой ткани зуба, расположенной прямо под эмалью. Получается, что они тоже чувствительны к холоду.

Возможно, чувствительность к холоду помогает организму защищать повреждённый зуб от повторной травмы?

Учёные выяснили, что белок TRCP5 в большом количестве вырабатывается клетками рядом с воспалённой от кариеса пульпой зуба, и именно он вызывает усиление электрического сигнала, посылаемого от корня зуба к мозгу, который и воспринимает боль.

Чувствительность при рецессии дёсен (когда те отступают и оголяют корни зубов) объясняется тем, что одонтобласты начинают ощущать холод в непривычных местах, которые до этого были защищены десной.

"Метаболизм большинства клеток и тканей замедляется на холоде, потому донорские органы и кладут на лёд. Однако TRCP5, наоборот, активирует клетки в ответ на холод, и поразительна именно эта способность одонтобластов реагировать на низкие температуры благодаря TRCP5", – отметил доктор Леннерц.

Учёным пришлось потрудиться, чтобы найти скопление белка TRCP5 в повреждённых зубах. Для начала из удалённых человеческих зубов пришлось вымыть весь кальций, чтобы они стали податливее. Потом зубы погрузили в эпоксидную смолу и нарезали на тонкие пласты, в которых затем и удалось обнаружить TRCP5.

Исследователи также подтвердили пользу гвоздичного масла, которое тысячелетиями использовалось для лечения зубной боли. Оказывается, главный компонент этого эфирного масла, эвгенол, блокирует рецепторы TRCP5.

Хотя это активное вещество уже используется в стоматологии, теперь его можно применять для прицельного лечения чувствительности зубов к холоду, а также назначать пациентам, проходящим химиотерапию, чтобы уменьшать неприятные побочные эффекты лечения.

Исследование было опубликовано в научном журнале Science Advances.

Ранее Вести.Ru писали о зубном протезе, который сам обеззараживает дёсны и о зубной пасте, которая восстанавливает зубную эмаль. Также мы сообщали о том, что новый гидрогель спасёт больной зуб от смерти.

Больше новостей по теме науки борьбы с болью можно найти в соответствующем разделе на сайте Смотрим.рф.