Тема:

Антропология 1 год назад

Опасное существо: в древности человек был гиперхищником

Древние люди истребляли куда больше дичи, чем нынешние охотники-собиратели.

Фото Global Look Press.

Особенности охоты человека в разные эпохи. На иллюстрации указана эпоха в миллионах лет назад (М) и объём мозга соответствующего человеческого вида в кубических сантиметрах (сс). Перевод Вести.Ru.

Иллюстрация Miki Ben Dor.

Место разных видов человека на диаграмме, классифицирующей рацион млекопитающих. Перевод Вести.Ru.

Иллюстрация Miki Ben‐Dor et al./American Journal of Physical Anthropology (2021).

Древние люди истребляли куда больше дичи, чем нынешние охотники-собиратели.
Учёные выяснили, чем питался человек с момента зарождения человеческого рода и до появления сельского хозяйства. Люди никогда не были вегетарианцами, а в своё время человек был гиперплотоядным существом, уверены эксперты.

Учёные выяснили, чем питался человек с момента зарождения человеческого рода и до появления сельского хозяйства. Об этом исследователям рассказало само человеческое тело, точнее, его строение и функционирование. Впрочем, исследователи также приняли в расчёт археологические и иные свидетельства.

Эксперты установили, что люди никогда не были вегетарианцами, а в своё время человек был гиперплотоядным, то есть мясо составляло более 70% его рациона. И этот "мясоедный" период не был кратким эпизодом: он длился более миллиона лет.

К таким выводам исследователи пришли в результате колоссальной работы. Они проанализировали около 400 научных публикаций и выудили из них факты, способные рассказать о человеческом рационе ушедших эпох. Всего учёные насчитали боле двух десятков важных свидетельств, 16 из которых относятся к нашей физиологии и генетике, восемь – к археологии, и ещё несколько – к палеонтологии, зоологии и этнографии.

Особенно красноречивой оказалась физиология человека.

"До сих пор попытки реконструировать диету людей каменного века в основном основывались на сравнении с обществами охотников-собирателей XX века", – рассказывает первый автор исследования Мики Бен-Дор (Miki Ben‐Dor) из Тель-Авивского университета.

Однако современные первобытные племена живут в совершенно иных условиях, чем наши древнейшие предки. Окружающая среда уже не изобилует крупными животными, этими ходячими горами мяса. Кроме того, за миллионы лет человеческой эволюции не раз менялся климат, а вместе с ним флора, фауна и потребность человека в калориях. Всё это делает сопоставления прошлого с настоящим сомнительными.

"Мы решили использовать другие методы, чтобы реконструировать диету людей каменного века: исследовать память, сохранённую в наших собственных телах, наш метаболизм, генетику и физическое строение, – объясняет Бен-Дор. – Человеческое поведение меняется быстро, но эволюция идёт медленно".

У исследователей получилась следующая картина.

Нет сомнения, что человек происходит от преимущественно растительноядных предков. Об этом говорит хотя бы наша склонность есть часто и понемногу. Она естественна для тех, кто день-деньской рвёт с деревьев плоды, но не для охотника, которому может и не улыбнуться удача.

Так, обычный волк может съесть за один раз пятую часть собственного веса, зато потом долго голодать. Для человека же 20% его веса – это 12–15 килограммов. Съесть столько за одну трапезу немыслимо. Зато и сытости нам хватает на каких-то несколько часов.

Все ранние предки человека, ещё не относившиеся к роду Homo – например, австралопитеки – были, формально говоря, всеядными, как и прочие приматы. Однако более 70% их рациона приходилось на растительную пищу.

Такое же питание характерно и для одного из первых собственно человеческих видов, Homo habilis, появившегося примерно 2,6 миллиона лет назад. Однако "хабилисы" уже подбирали объедки за крупными хищниками. Важнейшим подспорьем для них был богатый жиром головной и костный мозг животных, который они извлекали из костей каменными орудиями.

А вот Homo erectus, вышедший на историческую арену 1,9 миллиона лет назад, научился либо охотиться, либо отгонять хищников от только что убитой ими добычи (возможно, с помощью огня, хотя неизвестно, владели ли им "эректусы"). Во всяком случае, H. erectus ел мяса не меньше, а то и больше, чем растительной пищи. А в рационе поздних "эректусов" оно составляло не менее 70%. Таким образом, человек стал гиперплотоядным существом.

И, как бы ни пытались доказать обратное некоторые идеологи вегетарианства, на этом этапе наши тела были приспособлены эволюцией к поеданию мяса. Об этом говорит, например, высокая кислотность нашего желудочного сока. Она выше, чем у других всеядных животных и даже многих хищников, не говоря о травоядных. Между тем выработка такого количества кислоты – затратное дело, поэтому эволюция не "научила" бы нас этому просто так.

Авторы полагают, что человек зачастую употреблял не слишком свежее мясо. Ведь он, в отличие от волка, не мог съесть добычу за один присест. Очень кислый желудочный сок помогал нашим предкам убить вредные бактерии, поселившиеся в такой пище.

Впрочем, кислотность содержимого наших желудков – это только одно из свидетельств. О "мясоедстве" говорит также строение жировой ткани человека, его геном и многие другие особенности.

Примерно 800 тысяч лет назад на сцену вышли потомки H. erectus и непосредственные предки неандертальцев в Европе и Homo sapiens в Африке, которых можно назвать гейдельбергскими людьми в широком смысле. Они тоже питались в основном мясом и обладали впечатляющими охотничьими навыками: метательными копьями убивали слонов.

H. sapiens, появившийся около 200 тысяч лет назад или даже раньше, тоже первоначально был гиперплотоядным, полагают специалисты. Однако 85 тысяч лет назад доля мяса в его рационе стала уменьшаться. Эксперты связывают это с вымиранием самых крупных животных, к которому приложил руку сам человек. Нашим предкам ничего не оставалось, как увеличить долю растительной пищи за счёт собирательства, а много позже – и сельского хозяйства.

Описанная эволюция пищевых предпочтений человека показана на иллюстрации ниже.

На иллюстрации классифицированы рационы 137 видов млекопитающих (каждая вертикальная линия означает один вид). По вертикальной оси отложена доля растительной и животной пищи в рационе каждого вида. Животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу, названы всеядными. Преимущественно растительноядные и гиперплотоядные – это млекопитающие, у которых более 70% рациона составляет растительная и животная пища, соответственно. Генералисты – виды, занимающие промежуточное положение между теми и другими.

Оранжевые метки показывают место разных человеческих видов в этой классификации. Австралопитеки и парантропы на рисунке обозначены как E. hominins. Период гиперплотоядности между H. erectus и H. sapiens показан штриховой изогнутой стрелкой. Аббревиатуры: НП – нижний, он же ранний, палеолит; СП – средний палеолит; ВП–верхний, или поздний, палеолит.

К слову, переход H. sapiens к смешанной диете сопровождался ростом разнообразия каменных орудий. Каждая местная культура изобретала свои инструменты для добывания растительной пищи, тогда орудия для охоты, разделки туш и так далее были удивительно похожи в разных местах.

Научная статья с результатами исследования опубликована в издании American Journal of Physical Anthropology.

Напомним, что ранее мы рассказывали о диете неандертальцев и о том, когда у сложился кишечный микробиом человека.