Тема:

Антропология 1 год назад

Внезапно: Homo sapiens удивительно часто скрещивался с неандертальцами

Находки в пещере Бачо Киро открывают неизвестные страницы истории нашего вида.

Фото MPI-EVA/Nikolay Zaheriev.

Найденный в пещере Бачо Киро зуб (в трёх проекциях), из которого была извлечена древняя ДНК.

Иллюстрация MPI-EVA/Rosen Spasov.

Находки в пещере Бачо Киро открывают неизвестные страницы истории нашего вида.
Ещё недавно учёные полагали, что наши предки крайне редко скрещивались с неандертальцами. Однако новые исследования показывают, что это было рядовым явлением.

Вид Homo sapiens зародился в Африке как минимум 200 тысяч лет назад (а возможно, и раньше). Когда человек разумный покинул Чёрный континент – сложный вопрос. Ещё недавно самыми древними его останками за пределами Африки считались окаменелости из израильских пещер Схул и Кафзех возрастом 119±18 и 81±13 тысячелетий, соответственно. Но буквально несколько лет назад (и снова в Израиле) были найдены останки возрастом 177–194 тысячи лет, также предположительно принадлежащие Homo sapiens.

Попав в Евразию, "сапиенсы" столкнулись с местными жителями – неандертальцами. Достоверно установлено, что все современные люди, кроме коренных африканцев, несут в себе 2-3% неандертальских генов. И именно то, что этот процент одинаков у всех, убеждало учёных, что скрещивание с неандертальцами произошло один-единственный раз. Как полагали учёные, случилось это 50–60 тысяч лет назад и, скорее всего, где-то на Ближнем Востоке, где наш вид появился раньше, чем в любом другом уголке Евразии.

По Европе "сапиенсы" расселились значительно позже: примерно 45 тысячелетий назад. И за какие-то три–пять тысяч лет они вытеснили неандертальцев с большей части занятой территории.

Первопоселенцы несли в своих генах следы скрещивания с былыми хозяевами Евразии, произошедшего много поколений назад. Но сами они не образовывали с аборигенами Евразии новых семейных уз. Во всяком случае, так считается.

Правда, на археологической стоянке Пештера-ку-Оасе в Румынии были найдены останки "сапиенса" возрастом 40 тысяч лет, среди предков которого в пятом–шестом поколении был неандерталец. Но единичная находка не меняла общей картины.

Однако теперь учёные исследовали останки трёх представителей Homo sapiens, найденные в пещере Бачо Киро в Болгарии. Это целый зуб и фрагменты костей возрастом от 45 930 до 42 580 лет. Судя по найденным рядом с ними каменным орудиям, эти люди были древнейшими в Европе носителями культуры верхнего палеолита.

Эксперты расшифровали их ДНК и обнаружили, что семейная история каждого из них включает скрещивание с неандертальцами, причём всего за пять–семь поколений до рождения "подопытных". Выходит, что вступление в связь с неандертальцем было обычным делом для жителей Европы того времени.

Также анализ ДНК показал, что люди из Бачо Киро были представителями отдельной и ранее неизвестной волны миграции Homo sapiens из Африки.

Кстати, их генетическая линия не прервалась. Генетики обнаружили, что далёкие потомки этой троицы по сей день живут среди нас. Правда, больше всего их генов несут в себе коренные жители Азии и Северной Америки, а не современной Европы.

Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.

К слову, недавно учёные реконструировали геном ещё одного древнейшего европейца – женщины из Златы Кунь в Чехии. Анализ ДНК, извлечённой из черепа, показал, что останкам примерно столько же лет, что и окаменелостям из Бачо Киро. Однако исследователям не удалось отыскать никаких следов этой представительницы нашего вида в геноме современного человека. По всей видимости, её генетическая линия прервалась.

Это исследование описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ранее мы рассказывали о том, что современный человек как минимум дважды скрещивался с денисовцами. Писали мы и о следах неизвестных человеческих видов в нашей ДНК.