От укусов комаров эффективно защитит подвешенное жилище

Так выглядят специально спроектированные для эксперимента хижины.

Фото Steve Lindsay et al./Journal of the Royal Society Interface, 2021.

Приподнятые над уровнем земли дома не новинка в архитектуре. Дома на сваях часто встречаются в заболоченных местностях и спасают жителей от сезонных наводнений. Теперь же выяснилось, что такие постройки ещё и прекрасно защищают от малярийных комаров – настоящей напасти для жителей африканских стран.

Замечательная идея пришла в голову учёным из Даремского университета в Великобритании. Они решили проверить, как высота, на которой располагается жилище, повлияет на то, сколько в нём будет комаров. Тут вспоминается шутка про британских учёных, однако в это раз исследование принесло неожиданный результат.

Оно проводилось в Гамбии ‒ небольшом африканском государстве к югу от Сахары. Укусы малярийных комаров являются серьёзной проблемой здравоохранения в этом регионе. По данным ООН около 90% всех случаев заболевания малярией в мире приходятся на африканские страны, расположенные к югу от Сахары.

Сначала учёные выяснили, что более 80% заражений малярией происходит в ночное время и внутри помещений. Также исследователи учли, что малярийные комары обычно летают невысоко, хотя и могут изредка подниматься на высоту восьми метров.

Имея это в виду, британские исследователи в сотрудничестве с коллегами из Дании сконструировали экспериментальные хижины, которые могут менять свою высоту.

В эксперименте использовалось четыре хижины, расположенные на разной высоте. В течение 40 дней в каждой хижине спали по два человека, каждый под отдельной москитной сеткой.

Каждую неделю все хижины размещались на разной высоте: одна стояла на земле, а три остальных "висели" на высоте одного, двух и трёх метров над землёй. Таким образом в течение всего эксперимента каждый дом успел побывать на разной высоте. Это было важно для чистоты эксперимента (вдруг учёные не учли каких-то важных параметров каждой хижины).

Каждое утро учёные собирали в домиках комаров, попавших в световую ловушку. Их подсчитывали и определяли вид каждого насекомого.

Таким образом выяснилось, что комаров вида Anopheles gambiae (распространяющих малярию) было на целых 84% меньше в хижинах, поднятых на три метра над землёй, нежели в домах, расположенных непосредственно у поверхности земли. Кстати, это не касалось комаров других видов, которые, к счастью, не являются распространителями малярии.

Учитывая, что специальные москитные сетки задерживают от 40% до 90% малярийных комаров, можно сказать, что расположенные высоко над землёй жилища защищают от комариных укусов ничуть не хуже.

Авторы работы отмечают, что дизайн жилища сам по себе тоже может снижать количество укусов комаров. Так, предыдущие исследования показали, что в современных домах происходит вполовину меньше заражений малярией, чем в традиционных африканских жилищах.

Кроме того, учёные сомневаются в том, что приподнятые над землёй хижины надолго спасут местных жителей от комариных укусов. Малярийные комары могут довольно быстро адаптироваться к тому, что в поисках людей им нужно подниматься на большую высоту. Однако в любом случае этот метод защиты стоит опробовать на практике.

Неочевидным плюсом такого жилья станет тот факт, что в нём температура будет несколько ниже, чем на земле. В условиях африканской жары многим людям душно спать под москитной сеткой, а в прохладном доме дышаться будет гораздо легче.

Исследование было опубликовано в издании Journal of the Royal Society Interface.

Ранее мы писали о простом методе, который поможет спастить от укусов хотя бы части комаров.

Также учёные неустанно трудятся, разрабатывая всё новые методы борьбы с малярией. Недавно мы писали о создании эффективной вакцины от малярии. Сообщали мы и о том, что лекарство от малярии помог найти искусственный интеллект, а также, что для защиты от комаров помогут генетически модифицированные бактерии.