На спутнике Сатурна могут обитать микробы

This illustration taken from the Cassini Grand Finale movie shows Cassini's fly-through of the Enceladus plume in October 2015. Credit: NASA/JPL-Caltech
Ледяной спутник Сатурна Энцелад до недавнего времени возглавлял список небесных тел, на которых может существовать жизнь.

Фото NASA/JPL.

Исследователи из США и Франции утверждают, что обнаруженный на ледяном спутнике Сатурна метан могли произвести местные микробы.

Обращающийся вокруг Сатурна гигантский ледяной шар под названием Энцелад скрывает под мерзлой коркой слякотный океан. Иногда сквозь эту ледяную толщу прорываются гигантские выбросы, образующие водяные шлейфы. Шесть лет назад в такой шлейф удачно успел погрузиться космический аппарат "Кассини". Он обнаружил в шлейфе Энцелада необычно большое количество молекул метана и углекислого газа.

Эти молекулы должны были откуда-то взяться в ледяной пустыне. На Земле их производят живые существа, в том числе микробы. А гидротермальная химия объяснить такое количество метана на спутнике Сатурна не может.

Ученые решили выяснить, могут ли микробы, потенциально обитающие на Энцеладе, выработать обнаруженное там количество метана.

Команда исследователей из университетов Аризоны и Парижа смоделировала условия климата Энцелада и ввела в эту модель гипотетические метанообразующие микробы, подобные земным.

Исследователи проверили, может ли гидротермальный цикл Энцелада обеспечить достаточное количество пищи для микробов, подходит ли им температура океана Энцелада и какое влияние микроорганизмы окажут на окружающую среду.

Результаты моделирования сравнивались с тем, что аппарат "Кассини" обнаружил в водяных шлейфах Энцелада.

В итоге оказалось, что условия на ледяном спутнике Сатурна оказались благоприятными для микробов. Кроме того, добавленные к климату Энцелада микроорганизмы произвели, согласно расчетам ученых, как раз примерно столько метана, сколько нашел космический зонд Cassini.

Тем не менее ученые высказываются о результатах своих расчетов весьма осторожно.

"Мы не говорим, что жизнь в океане Энцелада существует, – говорит Режи Ферьер (Régis Ferrière), один из двух ведущих авторов исследования. – Скорее, мы хотели бы понять, насколько вероятно, что гидротермальные источники Энцелада могут быть пригодны для обитания земных микроорганизмов. По данным "Кассини" и нашим расчетам, это весьма вероятно".

Исследование было опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Напомним, Энцелад – шестой по размеру спутник Сатурна и четырнадцатый по удалённости от него. Всего у Сатурна 82 спутника.

Ранее мы сообщали о том, как аппарат "Кассини" погрузился в кольца Сатурна. Рассказывали мы и о том, как этот зонд помог обнаружить затопленные каньоны на Титане. Этот аппарат подарил миру очень много важных научных данных, прежде чем сгорел в атмосфере Сатурна.