Тема:

Экология 3 дня назад

Китайские квоты на выбросы углерода беспокоят европейцев

Китай, мировой лидер по выбросам парниковых газов, запустил свою первую национальную схему торговли углеродными квотами.

Китай, мировой лидер по выбросам парниковых газов, запустил свою первую национальную схему торговли углеродными квотами.
Фото Lian Rodriguez/Pexels.

Китай, мировой лидер по выбросам парниковых газов, запустил свою первую национальную схему торговли углеродными квотами. Механизмы ценообразования квот есть в 45 странах, но схема Китая является крупнейшей в мире.

Китай, мировой лидер по выбросам парниковых газов, запустил свою первую национальную схему торговли углеродными квотами. Механизмы ценообразования квот есть в 45 странах, но схема Китая является крупнейшей в мире.

Рынок квот в Китае начинает работу с задержками, и это дает экспертам почву для сомнений, что Китаю удастся достичь пика выбросов к 2030 году, а к 2060-му – прийти к нулевому углеродному балансу.

В 2013 году Китай начал прощупывать почву, запустив семь пилотных проектов рынка углеродных квот в городах, включая Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь. Сообщения о том, что некоторые компании фальсифицируют данные о выбросах, заставили национальную схему торговли квотами уделять больше внимания надежному мониторингу и отчетности, говорит Ян Цинь (Yan Qin), экономист и ведущий углеродный аналитик норвежской корпорации, собирающей данные о финансовых рынках.

Китайское законодательство, касающееся национальной схемы торговли квотами, вступило в силу в феврале 2021 года, но онлайн-торговля началась только 16 июля.

Согласно схеме Китая, эмитентам (для начала – угольным и газовым электростанциям) первоначально выделяется определенное количество квот на объем выбросов. Как только этот объем превышается, право на дополнительные объемы выбросов нужно покупать. Если объем выбросов не превысил выделенную квоту, излишек можно продать. В ближайшие годы эту схему торговли углеродными квотами планируется расширить также на строительство и нефтехимию.

Китай в своей схеме рынка квот, в отличие от Евросоюза, Канады и Аргентины, делает упор на снижении интенсивности выбросов, а не их абсолютного количества.

Снижение интенсивности выбросов для энергетических компаний означает производство такого же или большего количества энергии при одновременном сокращении выбросов или поддержании их на том же уровне. То есть общее количество выбросов все еще может увеличиваться с увеличением выработки энергии, но объем выбросов на единицу выработанной энергии будет сокращаться.

"Первоначальная предельная квота выбросов энергетической компании зависит как от ее текущей выработки энергии, так и от интенсивности выбросов, которая в свою очередь зависит от типа используемого угля и оборудования", – говорит Брэд Кэрайн (Brad Kerin), генеральный менеджер австралийского Института углеродного рынка в Мельбурне.

Это помогает властям "посмотреть, сколько квот они выделяют изначально, а затем уменьшать их с течением времени", – говорит Крейн. Каждый год предельная квота пересчитывается и снижается, что способствует повышению эффективности энергетических компаний, поскольку компания вынуждена сокращать объем выбросов, которые она производит для выработки энергии.

"Это суть схемы торговли квотами на выбросы: она дает стимул для более эффективного производства или выработки менее углеродоемкой энергии", – поясняет Цинь.

То есть энергетические компании могут модернизировать свое оборудование, чтобы повысить эффективность выработки энергии и чтобы не покупать, а продавать квоты на выбросы.

Однако проблема Китая заключается в том, что его экономика, как ожидается, будет расти на 4 – 5% в год. А это означает значительное увеличение энергопотребления и, следовательно, выбросов, утверждает Цинь.

Цзянлей Мо (Jianlei Mo), экономист Центра исследований энергетической и экологической политики Китайской академии наук в Пекине, считает, что целевая интенсивность выбросов учитывает "будущее экономическое развитие" и означает для Китая возможность "снизить выбросы углерода на единицу экономической продукции".

И все же исследователи обеспокоены тем, что начальные квоты слишком велики, цены на квоты слишком низкие, а штрафы недостаточно суровы, чтобы служить сдерживающим фактором.

"Текущая схема, основанная на интенсивности, позволяет увеличивать выбросы и поэтому не очень полезна", – уверяет Цинь, утверждая, что через несколько лет схему нужно будет ужесточить.

Еще одним вызовом для Китая будет интеграция отчетности компаний и результатов мониторинга выбросов, говорит Цинь. В пилотных схемах были проблемы, и национальный механизм установил более строгие стандарты для отчетов компаний о выбросах. Теперь от них требуют предоставлять подробные технические сведения, в том числе данные о типе и потреблении угля.

Китай также полагается на независимые агентства для проверки данных компаний – аналогично схеме ЕС, где операторы представляют годовые отчеты о выбросах, а затем эти отчеты подтверждаются аккредитованными независимыми проверяющими. А еще Китай призывает своих граждан и СМИ следить за выбросами и сообщать о нарушениях.

В 2019 году на Китай пришлось 27% мировых выбросов углерода – более 10 миллиардов тонн углекислого газа. Однако его выбросы на душу населения – около 6,8 тонны CO2 на человека – это почти вдвое меньше, чем в других развитых странах, включая США, Австралию и Канаду.

Ранее мы сообщали, что пандемия срывает планы стран по сокращению CO2, и что на Ямале появится служба госэкоконтроля. А еще мы писали о том, что Китай строит экологическую цивилизацию.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".