Тема:

Антропология 1 год назад

Homo sapiens появились в Восточной Африке ещё раньше, чем думали учёные

Формация Омо-Кибиш на юго-западе Эфиопии, где были обнаружены древнейшие на сегодняшний день подтверждённые окаменелости Homo sapiens.

Фото Céline Vidal/University of Cambridge.

Международная группа исследователей уточнила возраст самых древних неоспоримых окаменелостей нашего вида. Выяснилось, что первые Homo sapiens действительно появился гораздо раньше, чем считалось до этого.

Исследователям долгие годы не удавалось определить возраст древнейших окаменелостей, принадлежащих представителям нашего вида Homo sapiens, которые были найдены в Восточной Африке. Чтобы получить необходимую информацию учёным пришлось найти нестандартный подход: они выяснили дату крупного извержения вулкана на территории Эфиопии. Так оказалось, что обнаруженные окаменелости намного старше, чем считалось ранее.

Окаменелости, известные как Омо I, были найдены в Эфиопии в конце 1960-х годов. С тех пор учёные пытались точно датировать их, используя химические "подписи" слоёв вулканического пепла, обнаруженных выше и ниже отложений, в которых были обнаружены остатки.

Международная группа учёных, возглавляемая исследователями из Кембриджского университета, провела переоценку возраста остатков Омо I и Homo sapiens как вида.

Более ранние попытки датировать окаменелости предполагали, что им меньше 200 тысяч лет, но новое исследование показывает, что они должны быть старше колоссального извержения вулкана, которое произошло 230 тысяч лет назад.

Результаты этой работы были опубликованы в авторитетном научном журнале Nature.

Остатки Омо I были найдены в формации Омо-Кибиш на юго-западе Эфиопии, в Восточно-Африканской рифтовой долине.

В этом регионе наблюдается высокая вулканическая активность, и он является богатым источником древних окаменелостей человека и различных артефактов, к примеру, каменных орудий труда.

Окаменелости Омо I были обнаружены под толстым слоем вулканического пепла, который никому не удалось датировать с помощью радиометрических методов, потому что пепел был слишком мелким.

Палеоантропологи назвали это место "участок гоминид Камойя" (Kamoya's Hominid Site).

В течение четырёх лет авторы исследования пытались определить время всех крупных извержений вулканов Восточно-Африканского рифта, приходившихся на время возникновения вида Homo sapiens. Известно, что наш вид появился в конце среднего плейстоцена, то есть около 200 тысяч лет назад.

Исследователи собрали образцы пемзы из вулканических отложений и измельчили их до субмиллиметрового размера.

"У каждого извержения есть свой" отпечаток пальца" – своя история подземной эволюции, которая определяется тем, как двигалась магма под поверхностью Земли, – объясняет ведущий автор нынешней работы доктор Селин Видаль (Céline Vidal) из Кембриджского университета. – При измельчении горной породы, высвобождаются минералы, заключённые внутри неё. Затем их можно датировать и определить химическую подпись вулканического стекла, которое скрепляет минералы".

Исследователи провели новый геохимический анализ, чтобы связать "отпечаток пальца" толстого слоя вулканического пепла на участке гоминид Камойя с извержением вулкана Шала, расположенного более чем в 400 километрах от него.

Затем команда датировала образцы пемзы из вулкана и выяснила, что им 230 тысяч лет. Выходит, поскольку окаменелости Омо I были найдены глубже этого конкретного слоя пепла, им должно быть более 230 тысяч лет!

Что любопытно, в отличие от других окаменелостей среднего плейстоцена, которые, как считается, принадлежат к ранним стадиям линии Homo sapiens, Омо I обладает недвусмысленными чертами современного человека, такими как высокий и округлый свод черепа и подбородок.

Новая оценка возраста делает Омо I самым старым неоспоримым Homo sapiens в Африке.

Впрочем, авторы работы не исключают, что будущие находки и новые исследования покажут, что наш вид ещё древнее, чем предполагается сегодня.

"Мы можем датировать возраст человечества только на основе имеющихся у нас окаменелостей, поэтому невозможно сказать, что это окончательный возраст нашего вида, – отметила Видаль. – Изучение эволюции человека всегда находится в движении: границы и сроки меняются по мере появления новых данных.

Но эти окаменелости показывают, насколько выносливы люди: мы выживали, процветали и мигрировали в районе, который был настолько подвержен стихийным бедствиям".

К слову, исследователи предполагают, что наши самые ранние предки не случайно жили в такой геологически активной рифтовой долине — осадки стекали в озёра этого региона, даря человеку пресную воду и привлекая животных, на которых можно было охотиться, а также рифт служил естественным миграционным коридором, протянувшимся на тысячи километров.

Также вулканы предоставили огромное количество превосходного материала для изготовления каменных орудий, а часто меняющийся из-за извержений ландшафт позволял первым Homo sapiens развивать свои когнитивные способности, необходимые для приспосбления к новым условиям.

Со временем авторы исследования рассчитывают уточнить возраст других окаменелостей в этом регионе.

Ранее мы рассказывали о том, когда именно люди обзавелись мозгом "современного типа". Также мы сообщали о том, что на эволюцию человека значительное влияние оказал климат.

Писали мы и о древнейших остатках Homo sapiens в Евразии, а также об окаменелостях из Марокко, предположительно принадлежащих древнейшим Homo sapiens в истории. Добавим, что анализ ДНК марокканских окаменелостей не увенчался успехом. Это означает, что учёные не могут с точностью утверждать, что они принадлежат представителям нашего вида.