Уникальный подход: впервые открыта система из четырёх астероидов

Система Электры в представлении художника.

Иллюстрация Songkran K./NARIT.

Открытие сделало Электру рекордсменом среди астероидов по количеству спутников. Однако, судя по всему, прорывной алгоритм учёных позволит в будущем найти и другие похожие системы.

Астрономы открыли первую известную четверную систему астероидов. Команда учёных из Таиланда и Франции заметила третью луну, обращающуюся вокруг Электры, астероида главного пояса. Это сделало его рекордсменом среди астероидов по количеству спутников.

Большинство астероидов путешествуют поодиночке, но некоторые гравитационно связаны в пары — обычно один маленький объект обращается вокруг более крупного. В редких случаях астрономы обнаруживали системы тройных астероидов с двумя спутниками, обращающимися вокруг большего основного тела. До сих пор такие системы астероидов считались самыми сложными.

Астероид Электра, обращающийся вокруг Солнца во внешней области главного пояса астероидов, был обнаружен в 1873 году. Это довольно крупный астероид диаметром около 200 километров.

Его первая луна была обнаружена лишь в 2003 году. Это 6-километровый объект, обращающийся вокруг Электры каждые пять дней на расстоянии около 1300 километров. Второй спутник попал в поле зрения астрономов в 2014 году — его диаметр всего два километра, и он обращается вокруг главного астероида на расстоянии 500 километров каждые 1,2 земных дня.

А теперь исследователи нашли уже третий спутник Электры, что делает системой астероидов четверной. Третья луна имеет ширину всего 1,6 километра, и она совершает оборот вокруг основного тела каждые 16 часов на расстоянии 344 километра. В то время как два других спутника движутся примерно по окружности, третий движется по необычной яйцевидной орбите.

Открытие сделал доктор Энтони Бердеу (Anthony Berdeu) из института NARIT в Таиланде.

Для этого исследователь применил новые алгоритмы, разработанные им для архивирования данных "Очень большого телескопа" (VLT) в Чили. Эти алгоритмы уменьшают блики света от основного астероида и удаляют их с изображения, позволяя увидеть более тусклые объекты.

Применив этот метод к набору данных 2014 года, в котором был обнаружен второй спутник Электры, Бердеу нашел третий.

Чтобы подтвердить это, команда учёных применила те же алгоритмы к двум другим наборам данных по Электре, и действительно, третья луна была видна в каждом из них.

Это первый обнаруженный четверной астероид, но, вероятно, не последний. Команда говорит, что этот метод можно использовать для анализа изображений других астероидов и объектов Солнечной системы, чтобы потенциально найти другие "скрытые" спутники.

Исследование международной группы учёных было опубликовано 8 февраля 2022 года в издании Astronomy & Astrophysics.

Ранее мы писали о том, что двойной астероид помог учёным больше узнать о прошлом Солнечной системы. Также мы рассказывали об астероиде, который достался Солнцу от другой звезды.

Сообщали мы о том, как первый астероид был обнаружен между Венерой и Солнцем. Ближе него к нашей звезде подобрался только один — о нём мы также рассказывали.