Тема:

Правильное питание и диеты 6 месяцев назад

Низкобелковая диета снижает вес и продлевает жизнь

Снижение потребления белка не только способствует нормализации веса, но и позволяет прожить долгую и здоровую жизнь. И отвечает за это, возможно, всего один гормон.

Положительный эффект диеты с низким содержанием белка, похоже, зависит всего от одного гормона, отвечающего за обмен веществ.

Сторонники правильного питания хорошо знакомы с "проблемой" нехватки белков в рационе, и многие стараются потреблять больше белка с каждым приёмом пищи.

Однако теперь учёные утверждают, что диета с низким содержанием белка полезна для здоровья, при этом её положительные эффекты в итоге приводят к увеличению продолжительности жизни.

Новое исследование также показало, что эти эффекты зависят от активности всего одного гормона, регулирующего обмен веществ.

Давно известно, что уменьшение количества потребляемой пищи улучшает здоровье и продлевает жизнь, и сокращение потребления белка или аминокислот способствует этому благотворному воздействию "голодания".

Несколько недавних исследований показывают, что диеты с низким содержанием белка (но не настолько низким, чтобы вызвать недоедание) могут укрепить здоровье. И наоборот, чрезмерное потребление продуктов с высоким содержанием белка было связано с увеличением смертности в определённых возрастных группах.

Несколько лет назад исследователи из Центра биомедицинских исследований Пеннингтона в США обнаружили, что гормон, участвующий в обмене веществ, — фактор роста фибробластов 21 (он же FGF21) — является ключевым сигналом, связывающим тело с мозгом во время ограничения количества белка в рационе.

В новом исследовании учёные также выяснили в испытаниях на грызунах, что это гормон способствует продлению здоровой жизни подопытных животных.

Без этого гормона молодые мыши не смогли изменить своё пищевое поведение и "перенастроить" свой обмен веществ при переводе на диету с низким содержанием белка.

Когда исследователи нокаутировали (отключили) ген FGF21 у молодых самцов мышей, а затем посадили их на диету с низким содержанием белка, естественная продолжительность жизни этих грызунов была короче, чем у мышей с нетронутыми генами, которых кормили тем же.

Мыши без гена FGF21 обычно вырастали крупнее и толще своих обычных сородичей. Исследователи сообщают, что они "полностью потеряли" толерантность к глюкозе, то есть перестали её усваивать.

В процессе естественного старения они также начали терять вес и дряхлеть намного раньше, чем мыши с нетронутыми генами FGF21. Качество их шерсти также заметно ухудшилось по сравнению с обычными грызунами на низкобелковой диете.

Авторы работы отмечают, что даже невооруженным глазом можно было заметить, что взрослые мыши, вырабатывающие FGF21, были более здоровыми и физически более крепкими.

Выводы учёных заключаются в том, что ограничение потребления белка замедляет признаки старения у нормальных мышей и что этот процесс контролируется через сигнальный путь FGF21.

При этом стоит отметить, что FGF21 выполняет множество функций в организме, в том числе и регулирует метаболизм глюкозы и липидов — простыми словами, отвечает за расщепление сахара и жиров.

А то, как этот гормон реагирует на определённые макроэлементы, влияет на мозг, незаметно корректируя его работу. Без FGF21 мозг просто "не знает", что организм находится на низкобелковой диете и никак не изменяет пищевое поведение и обмен веществ в организме в ответ на это.

Полученные данные содержат возможное объяснение того, почему ограничение белка в рационе может увеличить продолжительность жизни мышей. Но важно отметить, что это исследование было сосредоточено только на самцах животных. То есть даже самки мышей могут иначе реагировать на аналогичную диету. Это предстоит проверить в будущих работах.

Также пока неясно, как именно эти наблюдения соотносятся с процессами старения у людей, но у авторов исследования есть надежда, что эта работа раскроет новые молекулярные и нейронные пути, которые можно использовать для улучшения здоровья людей.

Новое исследование было опубликовано в научном журнале Nature Communications 7 апреля 2022 года.

Ранее мы рассказывали о неожиданном эффекте низкоуглеводного завтрака: он делает человека великодушнее. Также мы писали о том, что у кетогенной диеты есть свои серьёзные минусы, а фрукторианская диета может и вовсе привести к деменции.

Ещё мы сообщали о том, что "быстрые" углеводы вовсе не приводят к набору лишнего веса.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.