Тема:

Археология и история 1 год назад

Огромный город возрастом 3400 лет найден на дне обмелевшего водохранилища

Вид на руины древнего города с воздуха.

Фото University of Tübingen.

Раскопки просторных складских помещений, говорящих о большой торговой роли города.

Фото University of Tübingen.

Команда плотно укрыла место раскопок плёнкой и гравием для защиты от вновь наступающей воды.

Фото University of Tübingen.

Вид на руины древнего города с воздуха.
Древний город не менее 40 лет находился под водой. Благодаря кратковременному падению уровня воды в водохранилище, у археологов появился шанс изучить это уникальное место.

Группа немецких и курдских археологов изучает 3400-летний город эпохи империи Митанни, когда-то располагавшийся на реке Тигр.

Древнее поселение "вынырнуло" из толщи воды Мосульского водохранилища в начале 2022 года, когда из-за сильной засухи в Ираке в нём быстро упал уровень воды.

Город, раскинувшийся на нынешнем дне водохранилища, мог быть важным центром империи Митанни — Захику. Глазам учёных предстали дворец и несколько больших зданий.

Древнее государство Митанни (XVII—XIII вв. до н. э) существовало на территории Северной Месопотамии, в долине рек Тигр и Евфрат.

В конце XVII века до нашей эры произошло укрепление и возвышение государства. Этому способствовал разгром Вавилонии и период междоусобиц в Хеттском царстве — ослабление двух наиболее могущественных держав Месопотамии.

О Митанни сегодня известно меньше, чем о других ближневосточных государствах древности. Поэтому исследователи поспешили изучить редкую находку, пока водохранилище вновь не наполнилось.

Дело в том, что юг Ирака уже несколько месяцев переживает сильную засуху. Для спасения посевов из Мосульского водохранилища — самого важного резервуара воды в Ираке — с декабря отбирается большое количество воды.

В результате археологи увидели на обмелевшем участке остатки города бронзового века. Он был затоплен в 80-х годах при строительстве Мосульской дамбы. Тогда не проводилось никаких археологических исследований на этом месте.

Первый раз древний город попал в поле зрения учёных в 2018 году. Тогда были проведены первые исследования, в основном на территории дворца.

Новое обмеление заставило археологов поторопиться, раскопать и задокументировать больше участков этого крупного поселения, пока оно снова не скрылось под водой.

Немецко-курдская археологическая группа была собрана для спасательных раскопок в течение нескольких дней. Исследователи не знали, когда вода в водохранилище снова поднимется, поэтому работа проводилась в ускоренном темпе.

За короткое время учёным удалось составить карту города.

Помимо дворца, который уже был изучен во время короткой кампании 2018 года, были обнаружены ещё несколько крупных построек — массивное укрепление со стеной и башнями, монументальное многоэтажное здание-склад и огромное здание "магазина".

Торговая постройка такого масштаба имеет особое значение, потому что она явно предназначалась для огромного количества товаров, вероятно, привозившихся в это место со всего региона.

Результаты раскопок таким образом подтверждают, что это место было важным центром империи Митанни.

Исследовательская группа восхищена тем, насколько хорошо сохранились стены, местами достигающие нескольких метров высоту.

Учитывая, что они были построены из сырцового кирпича и находились под водой более 40 лет, такая сохранность и правда удивительна. Напомним, что такой кирпич в процессе изготовления не подвергался обжигу, только высушиванию.

Учёные объясняют такую удивительную сохранность тем, что в результате землетрясения, которое разрушило город около 1350 года до нашей эры, верхние части стен, обрушившись, похоронили под собой здания. Скрытые под грудой обломков стены меньше подвергались воздействию воды.

Но особый интерес археологов вызвали пять керамических сосудов, скрывавших архив из более чем 100 клинописных табличек. Они относятся к среднеассирийскому периоду и были созданы вскоре после того, как в городе произошло землетрясение.

Некоторые глиняные таблички, которые могут оказаться письмами, до сих пор запечатаны в глиняных "конвертах". Исследователи надеются, что эти записи содержат важную информацию о том, как закончил свою жизнь город периода Митанни и о начале ассирийского правления в регионе.

Клинописные таблички из необожжённой глины провели столько десятилетий под водой без особого ущерба их целостности — это ещё одно археологическое чудо.

Чтобы предотвратить дальнейший ущерб важному объекту, раскопанные здания были плотно укрыты пластиковой плёнкой и засыпаны гравием. В настоящий момент древний город снова находится под водой.

Ранее мы рассказывали об обнаружении римского города, смытого цунами 1700 лет назад, а также о руинах старого города на дне обмелевшего Обского водохранилища.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.