Российские учёные выяснили, как повысить эффективность зачатия в пробирке

Человеческий эмбрион на второй день после зачатия. Видны 4 бластомера — первые дочерние клетки.

Фото NinaSes/CC BY-SA 4.0.

Шансы на успех ЭКО значительно повышаются, если предварительно "омолодить" стволовые клетки, выстилающие тело матки.

Исследователи из Института цитологии РАН в Санкт-Петербурге нашли способ повысить вероятность успешного ЭКО-зачатия ребёнка.

Им удалось "омолодить" стареющие стволовые клетки соединительной ткани в матке будущей матери (эндометрия), используя особые препараты —сеноморфики.

По данным ВОЗ, до 15% семейных пар в развитых странах сталкиваются с проблемой бесплодия одного из супругов, причем доля бесплодных мужчин и женщин примерно равна.

Большинство этих людей теряют фертильность в возрасте 40-55 лет, что может быть как следствием нездорового образа жизни, так и следствием генетических механизмов. Всё-таки природой не было предусмотрено, что современные люди будут столь поздно приходить к идее продолжения рода.

Для решения этой проблемы были созданы технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Чтобы добиться успешного зачатия, ооциты (яйцеклетки) извлекаются из тела женщины. Затем медики проводят процедуру оплодотворения мужскими половыми клетками (сперматозоидами) в лабораторных условиях.

Эта процедура позволяет получить несколько жизнеспособных эмбрионов, один из которых (а чаще два или даже три, для повышения шансов на успех) помещается в утробу будущей матери.

ЭКО значительно повышает вероятность успешного продолжения рода, потому что наверняка обеспечена встреча мужской и женской клетки. Однако возможности этой процедуры во многом ограничены.

Развитие эмбриона, получившегося после оплодотворения (результата встречи клеток женщины и мужчины), нередко останавливается. Во многих случаях это связано с тем, что он не может прикрепиться к стенке матки женщины — имплантироваться в эндометрий, как говорят медики.

В результате женщине приходится повторять процедуру ЭКО, а это означает повторение подготовки к порой болезненному процессу и новый курс дорогостоящих лекарств. Это физически и эмоционально изнуряющий опыт.

Российские биологи определили, что проблемы с внедрением эмбриона часто связаны с тем, что в эндометрии накапливаются стареющие стволовые клетки.

В итоге эти клетки перестают реагировать на гормональные и иммунные сигналы, необходимые для правильного прикрепления эмбриона к стенке матки.

Учитывая эту особенность, исследователи заинтересовались, можно ли повысить вероятность успешного зачатия, если обновить стареющие стволовые клетки при помощи специальных препаратов-сеноморфиков.

Так учёные называют лекарства, которые избирательно омолаживают стареющие клетки. В результате такой терапии клетки начинают функционировать как "молодые".

Исследователи протестировали работу сеноморфиков на культурах клеток матки, полученных от четырёх женщин. Эксперимент показал, что обработка стволовых клеток двумя разными препаратами, метформином и рапамицином, повысила эффективность имплантации эмбрионов примерно в 1,4 раза.

Это даёт надежду на то, что уже в ближайшем будущем эффективность процедуры ЭКО можно будет повысить.

Кроме того, такую терапию можно применять и для решения других проблем женской репродукции, добавляют авторы работы.

Исследование российских учёных было опубликовано в издании Human Reproduction 23 мая 2022 года.

Ранее мы рассказывали о том, что заморозка яичников может спасти от приобретённого бесплодия, а также о рождении здорового потомства, зачатого с помощью искусственной спермы.

Писали мы и об удивительной способности эндометрия к регенерации.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.