Учёные узнали о первом массовом вымирании в истории Земли

Примерно так могли выглядеть морские животные эдиакарской эпохи.

Иллюстрация Smithsonioan Institution.

Палеонтологи обнаружили самое древнее массовое вымирание. Оно случилось на 100 миллионов лет раньше, чем ордовикское, которое сегодня считается первым в истории. Итого учёным теперь известно семь массовых вымираний.

Исследователи считают, что Земля в настоящее время переживает шестое крупное вымирание — тысячи видов животных и растений исчезают ежегодно. Но результаты нового исследования говорят о том, что это может быть уже седьмое вымирание в истории Земли.

Учёные нашли доказательства ранее неизвестного массового вымирания, произошедшего полмиллиарда лет назад.

Достоверно известно о пяти событиях, в ходе которых было уничтожено более 70% жизни Земли.

Первое вымирание такого масштаба произошло около 450 миллионов лет назад в конце ордовикского периода. Тогда исчезло до 85% всех видов животных и растений того времени.

Хуже всего земной жизни пришлось в конце перми, когда вымерло до 96% всего живого. А самое последнее массовое вымирание произошло 66 миллионов лет назад в конце мелового периода, когда с лица земли исчезли динозавры и многие другие виды живых существ.

Но теперь учёные из США нашли доказательства существования другого массового вымирания, которое произошло примерно на 100 миллионов лет раньше, чем то, которое принято было считать самым первым.

Оно случилось в эдиакарский период около 550 миллионов лет назад, когда зародились одни из первых форм сложной многоклеточной жизни.

Хотя пока неясно, можно ли это событие считать настоящим массовым вымиранием, процент потерянных навсегда организмов не уступает тому, что зафиксирован в общепризнанных вымираниях, включая текущее.

Тут стоит пояснить, что ископаемые эдиакарской эпохи очень редки. Во-первых, потому что животные тех времён были мягкотелыми и после смерти не очень-то хорошо подвергались окаменению. Во-вторых, с тех пор прошло так много времени, что даже сохранившиеся окаменелости находятся очень глубоко под землёй или разрушились за миллионы лет.

Для нового исследования учёные собрали базу данных почти всех известных эдиакарских животных со всего мира, существовавших в течение десятков миллионов лет.

При этом команда обнаружила, что около 80% животных, обитавших на Земле в середине эдиакара, вымерли к его концу.

Исследователи также выдвинули предположение о том, что вызвало эдиакарское вымирание.

Геологические данные показали признаки снижения уровня кислорода в океане примерно в то время, когда вымерла большая часть биоты той эпохи.

Что интересно, те немногие выжившие животные, по-видимому, приспособились к жизни с низким содержанием кислорода.

Исследование было опубликовано в научном журнале PNAS.

Ранее мы рассказывали о том, что величайшее вымирание в истории Земли могло произойти из-за катастрофических извержений вулканов и последовавшего за этим глобального потепления.