Тема:

Мозг человека и животных 7 месяцев назад

В мозге людей с мигренью впервые замечены странные пустоты

Мигрень отличается от обычной сильной головной боли.

Фото Unsplash.

Отличительные особенности мозга людей с мигренью. Слева — микрокровоизлияние, справа — увеличенные периваскулярные пространства.

Фото Wilson Xu/ RSNA.

Мигрень отличается от обычной сильной головной боли.
МРТ высокого разрешения впервые показала, что происходит в тканях мозга человека с мигренью. Возможно, это открытие ляжет в основу новых методов борьбы с этим изнуряющим заболеванием.

Мигренью страдает до 20% населения планеты, но точная причина её возникновения до сих пор остаётся загадкой для медиков.

Изнурительные и долгие приступы пульсирующей головной боли, характерные для этого заболевания, крайне негативно влияют на качество жизни людей. Поэтому учёные продолжают искать корень этой проблемы: он может дать ключ к возможному эффективному лечению.

Важные новые данные о том, какие особенности мозга связаны с мигренью, удалось получить, используя передовые технологии визуализации.

Это помогло по-новому взглянуть на структуры мозга и выявить странные увеличенные пространства вокруг кровеносных сосудов у людей, страдающих этим заболеванием.

Эти промежутки вокруг кровеносных сосудов исследователи называют периваскулярными пространствами. Они помогают очищать мозг от жидкости.

Эта жидкость называется тканевой, так как заполняет внеклеточные пространства тканей. Она переносит питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток и выводит отходы их жизнедеятельности, способствуя очищению организма.

Расширение этих пространств ранее связывали с заболеванием мелких сосудов. На их форму и размер могут влиять процессы воспаления и аномалии гематоэнцефалического барьера —своего рода фильтра, который не допускает в мозг даже лекарственные препараты.

Авторы новой работы привлекли к исследованию пять здоровых людей в качестве контрольной группы, 10 человек с хронической мигренью и 10 человек с эпизодической мигренью без ауры, то есть без покалывания и нарушений зрения.

Затем, чтобы сравнить мельчайшие различия в строении мозга этих людей, учёные применили передовую технологию визуализации 7T MRI. Она позволяет получить изображения с гораздо более высоким разрешением, чем другие типы МРТ.

Среди таких малозаметных различий исследователи отметили микрокровоизлияния в мозге, а также расширение периваскулярных пространств в наружных частях полушарий людей, страдающих мигренью как с аурой, так и без.

Об этих изменениях никогда раньше не сообщалось, утверждают авторы исследования.

Однако у учёных остается ещё много вопросов, касающихся этого открытия. Например, вызваны ли эти изменения мигренью или, наоборот, они порождают её? Также есть вероятность, что их развитие происходит одновременно с мигренью по ещё не известным учёным причинам.

Исследователи надеются найти ответы на эти вопросы в ходе более масштабных работ.

Учёные расскажут более подробно о своём исследовании на ежегодном собрании Радиологического общества Северной Америки в конце ноября 2022 года.

Ранее мы рассказывали о том, как побороть мигрень с помощью обыкновенной соли. Также мы писали о том, о каких видах головной боли стоит обязательно рассказать врачу.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".