Тема:

Антропология 1 год назад

Обсидиановую мастерскую возрастом 1,2 миллиона лет нашли археологи в Эфиопии

Огромное количество обсидиановых орудий нашли археологи в ходе раскопок в долине Аваш.

Фото Margherita Mussi et al./ Nature Ecology & Evolution (2023).

Обсидиановое рубило, созданное 1,2 миллиона лет назад в африканской мастерской.

Фото Margherita Mussi/ Sapienza Università di Roma.

Обсидиановое рубило, созданное 1,2 миллиона лет назад в африканской мастерской.
Сотни ручных топоров из обсидиана обнаружили археологи в Эфиопии. Они древнее, чем могли предположить ученые. Также эта "мастерская каменного века" – первая, найденная за пределами Европы.

Группа исследователей из Европы обнаружила мастерскую по изготовлению ручных топоров из обсидиана в национальном парке Аваш в Эфиопии.

Ученые определили, что неизвестные предки человека создавали в этой местности инструменты из вулканического стекла 1,2 миллиона лет назад.

Находка представляет собой старейший известный пример такой мастерской и первый в своем роде за пределами Европы.

Обсидиан даже в наше время считается очень сложным в обработке материалом. Он крайне хрупок и о него легко порезаться. Но на самом деле это ценное свойство – его можно расколоть на узкие фрагменты с острыми краями.

Обсидиановое рубило, созданное 1,2 миллиона лет назад в африканской мастерской.

Именно поэтому до изобретения металлических орудий – то есть в каменном веке – древние предки людей часто использовали обсидиан для создания колющих и режущих орудий труда.

Каменный век начался примерно 2,6 миллиона лет назад и длился приблизительно до 3300 года до нашей эры. После этого начался бронзовый век – эпоха применения человеком бронзы.

Ранее археологи придерживались мнения, что навык обработки обсидиана древние люди обрели ближе к концу каменного века. Однако новая находка говорит о том, что наши предки освоили этот капризный материал гораздо раньше.

Предыдущие исследования показали, что первые "мастерские" по созданию каменных орудий появились где-то в среднем плейстоцене в Европе — примерно от 774 000 до 129 000 лет назад.

Такие мастерские появлялись всё чаще и укрупнялись по мере развития у наших предков навыка изготовления инструментов.

Древние люди, научившиеся создавать такие орудия, работали вместе в своего рода доисторических "кружках по интересам". Это позволяло создать достаточное количество инструментов для всех, кому они могут понадобиться.

Одним из таких инструментов был ручной топор, или рубило, который можно было использовать как в работе, так и в качестве оружия.

Рубила не имели рукояти, их просто держали в руке во время использования. Их создавали, откалывая небольшие кусочки камня, чтобы получился острый край.

Как правило, для создания ручных топоров применялся кремень. Позднее люди научились работать с обсидианом — разновидностью вулканического стекла.

Исследователи работали на раскопках в Мелка-Кунтуре, когда обнаружили ручной топор, погребенный в слое отложений. Вскоре этих орудий нашли гораздо больше.

Всего было обнаружено 578 рубил, и все, кроме трех, были сделаны из обсидиана. Датировка материала, окружающего орудия, показала, что они были созданы примерно 1,2 миллиона лет назад.

Исследователи отмечают, что эти обсидиановые рубила были сделаны так давно, что идентифицировать гоминидов, создавших их, не удалось.

Статья с описанием открытия была опубликована в научном журнале Nature Ecology & Evolution.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Научпоп" на медиаплатформе "Смотрим".

Ранее мы рассказывали о древнейших орудиях труда. Они были созданы ещё до появления человека умелого. Этим орудиям больше трёх миллионов лет и они сложнее, чем могли ожидать ученые.

Также мы писали о том, что древние предки людей научились создавать орудия труда ещё до появления рода Homo.