Тема:

Сериал "Грозный" 1 месяц назад

Образ Грозного в искусстве: семь знаменитых портретов царя

"Царь Иван Васильевич Грозный". В.М. Васнецов, 1897 год.
"Царь Иван Васильевич Грозный". В.М. Васнецов, 1897 год.

Первый венчанный царь Всея Руси, один из самых неоднозначных правителей на русском троне, великий завоеватель и деспотичный самодержец, блестящий государственный деятель и радикальный реформатор, жестокий тиран и мудрый просветитель… В истории он навсегда остался Грозным, не знавшим милосердия и пощады. Однако ни воспоминания современников, ни подробные жизнеописания не могут дать полного представления о том, каким на самом деле был Иоанн IV. Возможно, именно поэтому многие художники видели в образе правителя неиссякаемый источник вдохновения и пытались в своих произведениях приоткрыть завесу тайны его темной души. С 23 ноября в эфире канала "Россия 1" – масштабная историческая сага "Грозный". В ожидании премьеры предлагаем вам вспомнить самые яркие образы государя, созданные живописцами и скульпторами разных эпох.

До недавнего времени о внешности царя можно было судить лишь по обрывкам сохранившихся документов, многие из которых откровенно противоречили друг другу. Тем не менее большинство современников указывали на то, что в молодости Грозный был сухощав, имел высокий рост, хорошее телосложение и проницательный взгляд. При этом приятной наружностью правитель не отличался: длинный и загнутый нос, большие глаза, пышные усы и густая рыжеватая борода... Именно таким изобразил Ивана Васильевича неизвестный автор конца XVI – начала XVII века. Эта парсуна (жанр портрета, широко распространенный на Руси в XVII столетии) на сегодняшний день считается одним из самых ранних и достоверных образов самодержца.

"Царь Иван Васильевич Грозный". В.М. Васнецов, 1897 год. Фрагмент картины

Впрочем, современные представления об облике царя преимущественно связаны все же с произведениями художников XIX века, и среди них наибольшую известность получил портрет кисти Виктора Васнецова. Это, несомненно, один из самых торжественных и величественных образов Грозного. Живописец увидел в нем мудрого правителя и великого государственного деятеля. Иоанн IV изображен в полный рост, стоя на лестнице. Острым жезлом он опирается на красный ковер, словно символизирующий кровавый путь самодержавия на Руси. Кажется, в следующее мгновение он наступит на изображение двуглавого орла, и под его ногами окажется вся страна, управление которой далось ему такой страшной ценой…

"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". И.Е. Репин, 1885 год

Совершенно иным предстает царь на картине Ильи Репина. Художник запечатлел Грозного в тот момент, когда он в приступе безудержной ярости нанес смертельный удар посохом своему сыну Ивану. Действие разворачивается в полумраке палаты царского дворца в Александровской слободе, где якобы произошло роковое столкновение. В глазах правителя – безумный ужас от осознания страшной трагедии, виновником которой он стал. На контрасте – спокойное и смиренное лицо царевича, словно прощающего отцу его кровавое злодеяние. О воссоздании жуткой сцены убийства художник писал так: "Я работал как завороженный, мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее… Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней".

"Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву". Г.С. Седов, 1897 год

А вот Григорий Седов решил написать Грозного не великим самодержцем и не сумасшедшим тираном, а любящим мужем возле молодой жены. На картине "Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву" царь изображен сидящим у изголовья кровати рядом со своей шестой супругой. По легенде, чтобы заполучить красавицу, Иван Васильевич приказал зарезать ее мужа. Однако уже через два года идиллии сам застал Василису с любовником. Точной информации о дальнейшей судьбе этой женщины нет: ее либо заточили в монастырь, либо похоронили заживо. Впрочем, некоторые ученые полагают, что на самом деле никакой Василисы в жизни правителя не было, и это всего лишь выдумки историков XIX века.

"Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

Среди наиболее известных скульптурных портретов Грозного – работа Марка Антокольского, который вознамерился увековечить черты царя в мраморе. Мастера интересовал не парадный образ, а внутреннее, психологическое состояние человека – мучителя и мученика. Он сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, но в позе читается напряжение, а на лице – страх перед возможной изменой, подступающая старость и чрезмерный груз власти. Здесь и сосредоточенность, и раскаяние, и тяжелые мысли о будущем государства.

В 1961 году в Архангельском соборе Московского Кремля – усыпальнице великих князей – проводились реставрационные работы, и Министерство культуры СССР выдало разрешение на исследование захоронения Ивана Грозного. Работами руководил археолог и антрополог Михаил Герасимов, который впоследствии на основе изучения черепа и останков самодержца при помощи метода пластической реконструкции воссоздал его скульптурный портрет. "Перед нами грузный немолодой человек, с массивным полным торсом, сильной шеей, с лицом властным, умным, но жестким, достаточно неприятным, с брезгливой гримасой губ, вислым носом, массивным подбородком", – писал Герасимов.

До недавнего времени считалось, что именно это изображение царя наиболее достоверно передает его черты. Однако в 2017 году специалисты Государственного исторического музея совместно с сотрудниками Института космических исследований РАН представили уникальный прижизненный портрет Ивана Грозного, вытисненный на переплете царского экземпляра первопечатного "Апостола" 1564 года. Он был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра издания. Со временем рельеф практически исчез, его удалось восстановить лишь при помощи метода мультиспектральной съемки. На сегодняшний день этот образ – единственный подлинный прижизненный портрет легендарного правителя.

Иван Грозный. Прижизненный портрет

Имя Ивана Грозного давно стало синонимом жестокости без смысла и оправдания, однако именно благодаря силе его характера Россия смогла стать крупнейшей мировой державой. Какой ценой пришлось платить Иоанну за процветание своей страны? Попытка разобраться в истоках поступков правителя и разгадать тайну его личности – в новой масштабной исторической драме "Грозный". Не пропустите грандиозную премьеру в эфире канала "Россия 1" 23 ноября, в 21:20.

Генеральный спонсор – Банк ВТБ (ПАО).